О неудачном запуске первого в истории «Почты России» беспилотника не слышал, наверное, только ленивый. Он потерпел крушение во время доставки двухкилограммовой посылки. Тестовый «рейс» проводили в бурятской столице. Дрон должен был доставить партию писем в тарбагатайское село Нижний Саянтуй, но, едва набрав высоту, начал резко снижаться. Затем летательный  аппарат стоимостью 1,2 миллиона рублей на полной скорости припечатался об стену жилого дома, спикировал вниз и рассыпался на глазах у изумлённых чиновников и журналистов.

Известный в Бурятии фотограф Марк Агнор запечатлел момент падения дрона со своего квадрокоптера.

К счастью, обошлось без жертв, хотя в опасной близости в этот момент находились люди. Несмотря на неудачу, власти республики не теряют оптимизма. Более того, хотят наладить в Бурятии производство таких вот устройств.

-  Мы точно на этом не остановимся, будем пытаться дальше, – заверил глава региона Алексей Цыденов. – Кто не рискует, тот не получает результат. Если мы стали пилотным регионом, то соберём все ошибки, отработаем технологию, чтобы она дальше тиражировалась.

«На такси было бы дешевле»

Крушение дрона стало чуть ли не главной новостью вчерашнего дня. Кадры с рухнувшим на землю беспилотником тут же облетели  ведущие федеральные СМИ, а соцсети заполонили тематические мемы и остроумные комментарии.

Больше всех веселятся, конечно, жители Бурятии. Участники одного из популярных местных пабликов, где насчитывается более 70 тысяч подписчиков, отмечают: «Почта России» и дроны – вещи несовместимые. И дивятся, как чиновники сразу этого не поняли.

- На такси было бы дешевле. Хватит показухи. «Почта России» и дедовским способом работать не может.

- Я почему-то не удивлён.

- Почему мне так смешно?

- Рождённый ползать летать не может.

- Прощайте, детские мечты. Не надо плакать.

- Надо создавать министерство по запускам беспилотников. Иначе никак. 

Некоторые посетители сообщества выразили готовность целый год развозить корреспонденцию за такие же деньги, что стоит аппарат. Другие в шутку предположили, что в ближайшем будущем беспилотники заменят межконтинентальными ракетами.

- Следующий шаг – доставка посылок весом до одной тонны на ракетах «Тополь-М», – говорится в одном из комментариев.

Известный российский экономист и социолог Владислав Иноземцев заявил: что-то здесь явно не так.

- С почином, дорогие друзья! Так было, так есть и так будет всегда! Рекомендую отметить одно обстоятельство: самый дорогой почтовый дрон из используемых Amazon.com стоит около 500 долларов (29 тысяч рублей). А в Бурятии бьются объекты в 40 раз дороже. Уж не на ядерной ли тяге они работают? – написал он на своей страничке в Facebook.

Все рекорды по популярности сегодня бьёт мем про «дрон здорового человека» и «дрон «Почты России».

А ещё в соцсетях «гуляет» видео с женщиной, которая до смерти испугалась беспилотника – по мнению интернет-пользователей, именно так повели бы себя жители Нижнего Саянтуя, если бы запуск оказался успешным и груз прибыл на место.

Видео: YouTube / канал "Golos Ingushetia"

К слову, есть несколько версий крушения. Первая и официальная – нештатное отключение электронного оборудования. Есть ещё и конспирологическая – дескать, недоброжелатели устроили диверсию. Грешат на многочисленные точки wi-fi в близлежащих домах. Говорят даже о восстании машин. Впрочем, многие решили, что это было устройство «с искусственным интеллектом», которое вполне могло совершить суицид.

- Даже бесчувственный дрон выбрал самоубийство, а не работу на почте, – упражняются в остроумии жители Бурятии.

Термоядерный реактор и голуби-мутанты

Не оставили эту историю без внимания и крупнейшие развлекательные порталы. Например, завсегдатаи сайта «Пикабу» весь день размышляли, кто же виноват в том, что мечты «Почты России» разбились вдребезги, а главное – что теперь со всем этим делать. И предлагают свои варианты:

  • Запретить дома́
  • И вай-фай
  • И гравитацию
  • И Интернет заодно

Интернет-пользователи дружно решили, что в Бурятии запускали не абы какой беспилотник, а, пожалуй, самый лучший из имеющихся: «Квадрокоптеры стоят 30-50 тысяч рублей. Хотя учитывая, как они умеют отмывать, тот дрон выставили как новейшее технологическое изобретение 21-го века с компактным термоядерным реактором, силовым полем и варп-двигателем».

- Вопрос в том, сколько эта тарахтелка окупаться будет. Голубями всяко дешевле, особенно если вложиться в селекцию голубей-мутантов с грузоподъёмностью в два килограмма, – шутят участники виртуальной дискуссии.

На сайте «Яплакалъ» также обсуждают нашумевший инцидент в частности и работу «Почты России» в целом.

  • Первое апреля вроде как прошло... Или «Почта России» и здесь вовремя не смогла?
  • Держат марку. Молодцы!
  • Летательные аппараты запускать –  это вам не посылки тырить.
  • Надо было с ручным ленивцем отправлять.
  • Могли бы с тем же успехом бумажные самолётики позапускать.

Съязвили по этому поводу и администраторы паблика «Сталингулаг» в соцсети «ВКонтакте».

Но и подписчики им не уступают: «Дом уже извинился за то, что построился на пути беспилотника?». Подключились даже украинские издания. Небольшую подборку твитов сделала интернет-газета «Обозреватель».

Устаревшие технологии

В общем, Рунет беспощадно «затроллил» «Почту России» из-за неудачного полёта первого дрона. А что думают об этом эксперты? Так, разработчик дронов и роботизированных систем, гендиректор компании M-Industries Михаил Липатов рассказал Федеральному агентству новостей, что национальный почтовый оператор использует для доставки писем и посылок морально устаревшие технологии. Речь, в частности, идёт о беспилотниках с мультироторной системой.

- Все привыкли, что дрон – это коптер. Но на самом деле здесь сейчас происходит перелом. Предпочтение отдаётся беспилотникам-конвертопланам, которые сочетают в себе привычные схемы аэродинамического летательного аппарата самолётного типа и мультироторную систему. Судя по видео, беспилотник «Почты России» одним движением ушёл в стену, а это характерно для неправильной работы программного обеспечения или банально повисшего автопилота, – пояснил специалист изданию.

По словам Липатова, многие компании, занимающиеся беспилотниками, не ставят во главу угла безопасность полёта и воздушного движения.

- К сожалению, у нас в стране беспилотники развивались по двум направлениям. С одной стороны, пришли люди, как я, из большой авиации со всеми её устоями, с другой – люди из радиомоделизма, где главное –  дальность сигнала. Они даже не знают, что такое безопасность полёта и воздушного движения, какие есть факторы, увеличивающие или уменьшающие риски, – цитирует его ФАН.