Как сообщает «Российская газета», премьера оперы должна состояться в Регенсбурге 24 января. Антон Лубченко работал над ней в течение шести лет.

По данным «Российской газеты», когда немецкий театр предложил Антону Лубченко поставить «Доктора Живаго», он пытался убедить руководство театра, что режиссёр обязательно должен быть русским, чтобы понимал текст, специфику русского романа. Но его мнение не услышали.

В итоге постановку возглавил известный режиссёр из Румынии Сильвиу Пуркарете. По словам Антона Лубченко, летом, когда он только увидел макет декораций и костюмов, никаких вопросов не возникло – всё было сделано талантливо. Режиссёр тогда объяснил, что собирается ставить спектакль в современном ключе, сообщает «Российская газета».

Однако когда композитор приехал на первую сценическую репетицию, он был вынужден её остановить. Лубченко попросил Пуркарете убрать со сцены бутылку водки в любовном дуэте и перестать требовать от артистов топтать ногами портрет Пастернака.

Общаясь с немецкими журналистами, автор пьесы высказал свои претензии к режиссуре. А 20 января на страницах газеты «Mittelbayerische Zeitung» вышла статья, в которой, по словам Антона Лубченко, «всё перевернули с ног на голову».

- Немцы выпустили сегодня подлую статеечку с названием «Россия – конфликт за сценой» вокруг премьеры моей оперы. Им не понравилось, что я высказался против оскорбления русской культуры и России. Не знаю, как иначе назвать то, что в интерпретации режиссёра все герои Пастернака поголовно пьют водку в каждой сцене, носят маски животных, а Россия показана не то как психушка, не то как вытрезвитель. Пользуясь правом автора оперы и просто русского человека, я отказался продолжать репетицию, пока режиссёр не уберет со сцены бутылку водки в любовном дуэте и не перестанет требовать от артистов топтать ногами портрет Пастернака, – написал  он на своей официальной странице в Facebook.

Композитор отмечает: призвания прекратить на сцене откровенные антироссийские выпады не имеют ничего общего ни с его оперой, ни с романом Пастернака

- Грустно, что это привело к подобным заголовкам в прессе. Это далеко не свидетельствует о заинтересованности наших европейских друзей русской музыкой и литературой, а наоборот, даёт основания полагать, что любое упоминание России в позитивном ключе рождает в них раздражение и склонность всё политизировать, – считает Антон Лубченко. – Не думаю, что в случае отмены спектакля мы понесем большие потери. Безобразно, что в конечном итоге пострадают театральные любители, которые купили билеты в расчёте на встречу с российским искусством. Но это вопрос репутации и убытков исключительно немецкой стороны. Если наши партнёры хотят - пусть сами себя высекут, а нет – придётся им отношение к Пастернаку в рамках этого спектакля пересмотреть.

По его словам, «непорядочно, подло и очень глупо пытаться придать политический оттенок тому, что на деле относится лишь к вопросам профессионализма и этики».

Как сообщает «Интерфакс», 23 января Лубченко вылетит в Москву для участия в заседании Попечительского совета Приморского театра под председательством Ольги Голодец. Пока неизвестно, вернётся ли он в Германию на премьеру. В пресс-службе Приморского театра, где он сейчас работает художественным руководителем, отмечают, что это «целиком зависит от гибкости и здравого смысла европейского режиссёра».

Судя по всему, премьера оперы всё-таки состоится. Несколько часов назад Антон Лубченко написал на своей страничке в соцсети, что ему удалось достичь договорённости с Пуркарете.

- Мы уже нашли компромисс, удалось добиться отмены самого омерзительного и оскорбительного, тех позиций, при которых я бы никогда не согласился на премьеру. В том виде, в котором это будет в итоге, можно это принять. Общий тон пусть остаётся у них на совести, – подчеркнул он.

Напомним,  Антон Лубченко возглавил  Бурятский театр оперы и балета в качестве художественного руководителя и дирижёра в 2010 году. Он прославился не только тем, что приглашал в театр известных деятелей культуры, но и своим эпатажным поведением. Так, 25 декабря 2010 года худрук устроил грандиозный скандал в аэропорту Улан-Удэ. Причиной стала задержка рейса, которым Лубченко улетал в Москву. Раздосадованный дирижёр, не стесняясь других пассажиров и сотрудников аэропорта, разразился отборным матом. Очевидцы сообщали, что трёхэтажная брань Лубченко почему-то была адресована театру, в котором он служит.

Также при нём свой пост покинула Людмила Намсараева, которая на протяжении многих лет возглавляла театр оперы и балета. Намсараева была уволена приказом министра культуры Бурятии Тимура Цыбикова незадолго до открытия театра после реконструкции. После увольнения она заявила, что с приходом Лубченко «нецензурная брань и хамское обращение с артистами стали нормой». В сентябре 2011 года, когда контракт закончился, Антон Лубченко покинул Бурятию. Сейчас он является художественным руководителем Приморского театра оперы и балета.