Новое поколение художников и скульпторов Бурятии – это те, кто формирует новую эстетику. Надежда Супонина – одна из них. Девушке 31 год, она - молодой скульптор, участница многочисленных региональных и международных выставок.

В интервью infpol.ru Надежда рассказала о своем мастерстве, что служит для нее вдохновением, и творческом союзе с еще одним молодым мастером Петром Гармаевым.

«Я делаю то, что мне нравится»

Девушка окончила художественную школу им. Р.С. Мэрдыгеева, а также ВСГУТУ по специальности «Художественная обработка материалов», прошла обучение в мастерской Дмитрия Будажабэ и Гэсэра Зодбоева. Работы, а их у молодого скульптора уже около сорока, известны всем, кто посещает местные выставки.

- В детстве я мечтала о том, что стану художником или буду спасать животных. Ещё в детском саду, я поняла, что у меня не плохо получается рисовать, с тех пор я и занимаюсь творчеством. Когда училась в художественной школе, пробовала создавать фигурки из глины, и все же реализовать себя смогла в мастерской Дмитрия Будажабэ и Гэсэра Зодбоева. У меня никогда не было целенаправленной идеи создавать скульптуры, я просто делала то, что мне нравится, - поделилась Надежда.

Маленькую мастерскую Надежда с мужем оборудовали дома. И весь процесс, кроме самого литья, происходит именно здесь.

Как рассказала мастер, основной её заработок заключается в том, что она время от времени продаёт свои скульптуры.

- Раньше мне хотелось больше стабильности и регулярного дохода, а сейчас мое отношение к деньгам и потреблению немного изменилось. Для меня главное, чтобы хватало на первичные потребности и, конечно, на создание новых работ, - поделилась Надежда.

 

GARmaev&SUPonina

В 2016 году два скульптора Надежда Супонина и Петр Гармаев объединились и создали общей бренд GARmaev&SUPonina.

- Мой муж Юрий и я учились вместе, работали в мастерской у Дмитрия Будажабэ и Гэсэра Зодбоева. А Петр учился с нами на одной специальности, только курсом раньше и тоже работал в этой же мастерской. С тех пор и дружим. Мы с Петей больше по художественной части, а Юра отвечает за технологический процесс, за финишную обработку металла, формовку и даже за подсчеты и сроки готовности работ. Мы с Петром в этом плане безалаберные, что с нас взять – художники. Мне повезло, что меня окружают творческие личности. Считаю, что для художника важно общение. Если глаз замылился, Петя всегда подскажет, где что не так. Помогаем друг другу в процессе создания, например, на мне всегда отливка восковок, а Петр отвечает за сварку. Конечно, случаются и недопонимания, но это всегда несерьёзно, - рассказывает о своей работе Надежда.

Многие находят, что работы Надежды и Петра имеют схожие черты, но как отметила девушка – это не так.

- В чем-то наши работы перекликаются, но всё же мы очень разные. Мы делали общий проект детских образов под названием «Минии хуу», но посетители на выставках всегда чувствуют разницу. Уверена, что дальше наши творческие почерки будут более явными, - уверена скульптор.

Вдохновение – важная составляющая творческого процесса, особенно для художников. Как рассказала Надежда, её воодушевляют многие работы коллег, но ей трудно сказать, что конкретно послужило отправной точкой для той или иной скульптуры.

- Меня многое может впечатлить, и я словно копилка собираю то, что меня удивило и вызвало эмоции. Бывает, что увидишь какую-то тень, интересное лицо или кадр из фильма, а спустя время это складывается в новую работу, - поделилась мастер.

«Луноликая», «Двуликая» …

Чаще всего Надежда предпочитает работать с детскими и женскими образами, а также с животными. Девушку волнуют и экологические проблемы, в планах создание работ, связанных с этой тематикой. Мимо последних ее творений – «Луноликая» и «Двуликая» сложно пройти мимо и не отметить добрые, слегка комичные мифологические образы.

Как рассказала Надежда, две скульптуры из одной серии работ, посвящены мифическим созданиям, богиням. На подходе еще один образ из этой коллекции, но пока мастер не знает точно, что это будет.

- «Луноликую» я создала первой, «Двуликая» была второй. Работая над ними, я отталкивалась от бурятских легенд и сказок. Сейчас вынашиваю идею третьей, ещё не знаю будет ли она последней в этой серии, - сказала Надежда.

 

На создание «Луноликой» ушло больше полугода. В процессе создания скульптуры ей хотелось оживить образ луны, показать ее в женском обличии, юной, пухленькой девушкой.

- Я поместила фигуру на облака, в позе, издалека напоминающую буддийскую богиню, а то, что походит на подушку из облаков - это своеобразный лотос. При создании «Двуликой» опиралась на легенду о божествах воды Ухан-хат, которые спустились с небес и поселились в глубинах Байкала. Мне запали в душу некоторые фразы из этой легенды, пропустив их через себя, у меня получилась своя богиня воды, у которой две пары глаз и китовьи плавники вместо крыльев. Но уже сейчас я подумываю немного её изменить, и скорее всего, в настоящем виде она будет в единственном экземпляре, следующая будет немного другой, - объясняет мастер.

В будущем девушка планирует персональную выставку, подумывает также над строительством нового дома с просторной мастерской и большим садом.

Надежда призналась, что в своих мыслях она часто размышляет о мире на Земле, о том, как все страны сложили оружие, а люди перестали использовать других живых существ в своих целях и стали жить в гармонии с природой.