Бизнес
3912

Основатель YellowRockets: «99% стартапов умирают, потому что деньги были вложены в ненужный продукт»

Акулы венчурного финансирования указали стартаперам из Бурятии на их ошибки

Фото: Н. Сахилтарова

Прошлой осенью Улан-Удэ был объявлен стартап-столицей. Такую возможность Бурятия получила по итогам всероссийского онлайн-голосования за звание «Стартап-столица России - 2018». Сертификат был вручен главе Бурятии Алексею Цыденову на международном форуме инновационного развития «Открытые инновации». 

Таким образом, с начала февраля в Бурятии был дан старт акселерационной программе «Республика». Как уже упоминалось ранее, из 75 проектов были отобраны лишь 24, именно они примут участие в образовательной программе. Обучение началось с приезда в Улан-Удэ предпринимателей и представителей самого продвинутого акселератора в России YellowRockets - Сергея Богданова и Андрея Комаровского. 

Принципы работы глобального акселератора

Акселератор технологических стартапов – это ограниченная во времени (обычно 2-3 месяца) программа,  в течение которой проходит большое количество образовательных мероприятий для предпринимателей, организуются менторские и экспертные сессии, обеспечивается содействие в привлечении инвестиций. В итоге вероятность того, что из стартап вырастет в прибыльный бизнес значительно увеличивается. YellowRockets, имея богатый опыт реализации образовательных программ, предоставляет «Республике» методологическую базу. На сегодня компания считается одной из самых успешных в данной сфере, с 2014 года ими проведено несколько десятков акселерационных программ, а в стартапы ранних стадий привлечено более 700 млн. рублей.

Основатель акселератора YellowRockets Сергей Богданов уточнил, чем занимается компания и цель их приезда в Улан-Удэ.

- Помимо организации акселераторов у нас есть венчурный фонд, через который мы покупаем доли в стартапах. Акселератор для нас – это своеобразный механизм поиска и раскрытия потенциала. Ведь мы ищем действительно перспективные проекты, которые потом вырастут в капитализации минимум в 10 – 15 раз. В течение 2-3 месяцев работаем с ними, затем выбираем лучшие для инвестирования. В Улан-Удэ мы приехали с целью оказания помощи нашим коллегам в проведении первого потока для технологических проектов. Кстати, коллеги из бизнес-инкубатора – большие молодцы, им удалось собрать действительно сильный состав участников. На протяжении трех дней мы провели deep dive - углубление в теорию разработок бизнес-идей, - рассказал Сергей Богданов.

Говоря об уровне подготовки участников акселерационной программы в Улан-Удэ, предприниматели отметили, что уровень разработок высокий, не в каждом регионе можно встретить такое большое количество качественных идей и мотивированных предпринимателей.

- У некоторых есть не только продукт, но и продажи, у большинства есть прототип, какой-то минимальный работоспособный продукт, а есть и детально проработанные идеи. Сейчас наша задача помочь ребятам развить свою компанию и указать на их проблемы, с которыми они обязательно столкнутся если не сейчас, то в будущем, - отметил Сергей Богданов.

Почему так много неудачных стартапов?

По его словам, подавляющее число предпринимателей увлекаются разработкой своего продукта, а не общением с клиентами.

- Одна из главных идей нашей программы заключается в том, чтобы показать, что сначала надо поинтересоваться тем, что нужно клиенту, и только затем под эти нужды создавать продукт. Основная проблема в том, что начинающие бизнесмены вкладывают деньги в разработку никому ненужного продукта. Я уверен, что 99% стартапов, умирают именно из-за этого, - рассказал он.

На вопрос, что, по его мнению, значит понятие по-настоящему инновационный проект, основатель одного из самых успешных акселераторов отметил, что новая бизнес-модель позволяет компании заработать кратно больше.  

- Например, компания Uber, создавшая одноимённое мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси. Эта компания стоит больше 50 млрд долларов. Они реализовали новую бизнес модель на рынке такси.

Что касается инвесторов, которые готовы вкладывать в стартапы, то они на сегодня, сосредоточены в больших городах или лучше сказать «инновационных долинах» по всему миру. Их много там, где много стартапов - в Кремниевой долине, восточном побережье США – Бостоне, Нью-Йорке, В Европе – это Берлин, Лондон. А что касается России, это Питер и Москва. В регионах же есть частные инвесторы -  бизнес-ангелы – это, как правило, успешные предприниматели, которые инвестируют стартапы на ранних стадиях. Они крайне полезны стартапам, так как помимо инвестируемых денег помогают своими связями, опытом, - отметил Сергей Богданов.

Прокачка проектов

Три дня глубокого погружения в каждый бизнес-проект не прошли даром. Команды из Улан-Удэ шаг за шагом приобретали новые знания, постигали азы развития пока еще своих идей. Для того чтобы бизнес начал работать, необходимо иметь не только концепцию, но и определенные компетенции, которые помогут развить и продвинуть проект. 

За достаточно короткое время разработчики узнали о детальном проектировании своих бизнес-моделей, проверке гипотез на жизнеспособность продукта, стратегии генерации новых идей, способах разработки проектов в условиях ограниченного финансирования. Все это проходило в формате обсуждения, команды делились своими наработками друг с другом, а специалисты задавали направление и корректировали ход мыслей участников. На заключительном этапе команды презентовали своё детище экспертам. 

Участники проекта признаются, что эти дни прошли результативно, они получили массу полезной информации, которую обязательно реализуют. 

Криптовалюта, автоботы, наноселен, искусственная кожа и многое другое

Разработчик приложения Votam (автоинформаторы) Алексей Сенотрусов рассказал, что они не могут самостоятельно найти инвесторов, а в планах у команды дойти до финала и запустить свой бизнес в городах России. 

- Кроме автоинформаторов у нас есть много проектов, таких как автоботы, «кнопка жизни» и агрегаты данных. Сейчас у нас не хватает знаний, как вдохнуть жизнь в наши разработки. В Улан-Удэ существует компания, которая обеспечивает автобусы автоинформаторами. Тут мы немного запоздали, но зато нами заинтересовались в Краснодаре, Хабаровске, Иркутске, Усть-Каменогорске, Сыктывкаре: для них такие приборы  новинка. Также неравнодушно к нашему продукту общество инвалидов. Сейчас разрабатываем персональный автоинформатор, думаем выйти на завод автомагнитол, понемногу развиваемся, нам необходимы инвесторы. В планах - разработка виджетов для общественного транспорта, а также аудиогида для туристов и музеев. Акселерационная программа должна подсказать нам, как можно решить проблемные вопросы, самарские друзья дают нам анализ и пути решения задач. Особенно мне понравилось разбирать модели MVP, характеризующие минимальную жизнеспособность продукта.  Пока приложение функционирует в деморежиме и не приносит дохода. Наша цель - дойти до финала, - рассказал Алексей Сенотрусов. 

Студент кафедры IT Бурятского госуниверситета Сергей Селезнев разработал программу для анализа геоданных курьерских служб, предназначенную для удобства перевозки. Он отметил, что акселерационная программа интересна тем, что ведущие специалисты YellowRockets из Самары и Питера рассказали истории успешных и неудачных проектов, раскрыли типичные проблемы.

- В принципе все начинающие предприниматели проходят один и тот же путь. Интересно послушать специалистов с опытом, которые рассказывают о мировых разработках. Изначально наш проект задумывался как социальный, сейчас рассматриваем как бизнес-идею, - поделился Сергей Селезнев. 

Разработчики биологически активной добавки «Наноселен» из ВСГУТУ Анна Щекотова и Софья Хазагаева отметили, что узнали много интересного, что поможет развитию их идеи, которая уже приносит доход. Их главная цель - увеличение географии бизнеса и возможность представления своих наработок в Сколково. 

- Ребята из «Желтых ракет» здорово подают материал, у них реальные примеры и, главное, есть опыт в развитии бизнеса. Наш проект меркнет по сравнению с проектами в сфере IT-технологий, у наших конкурентов перспективные задумки, связанные с криптовалютой и летательными аппаратами, но мы не сдаемся. Хотим научиться правильно подавать свой проект. В настоящее время у нас есть продажи на местном рынке, желаем выйти на мировой,  - отметили девушки. 

Один из представителей проекта, разрабатывающего эквивалент кожи человека, Юрий Балханов из малого инновационного предприятия «Байкальских биотехнологий», впечатлен спикерами, а главное, тем, что они также являются предпринимателями и знают, о чем рассказывают на опыте. 

- Я принимаю участие в первой акселерационной программе, и это здорово! Я много узнал о развитии бизнес-идей, о том, какие существуют рынки, пути продвижения, чем отличается стартап от бизнеса. Они рассказывают не только об удачных проектах, но и о провальных. Ребята открыты для обсуждения наших идей, и это подкупает. Мы разрабатываем эквивалент живой кожи, планируем продавать продукт через клиники и аптеки. Наш продукт необходим для пациентов с незаживающими ранами, а точнее для тех, кто болен сахарным диабетом, тромбофлебитом и т.д. Мы поставили цель поехать в Сколково и, думаю, можем дойти до финала, - уверен Юрий. 

Маркетолог проекта «Системы автоматизации для работы с криптовалютой Crypto Trends» Иван Самсонов отметил, что подобной подачи информации он еще не получал. 

- Всё интересно, но мы не стартаперы, у нас есть готовый проект и мы готовы брать инвестиции. Мы создаем услугу - взаимокассу, предоставляем информацию для тех, кто может проинвестировать задуманное. Наш проект далеко не инновационный. Но для нашего региона и для Сибири - да, - отметил он. 

Какие проекты будут пользоваться спросом?

Предприниматель и партнер YellowRockets Андрей Комаровский добавил, что у предпринимателей в регионах миллиард возможностей сделать неплохой бизнес, так как уровень конкуренции низкий и качество местного бизнеса соответствующее, поэтому можно делать практически любой классический бизнес, но на уровне, и он будет прибыльным.

Для повышения шансов на успех стартапа влияет множество факторов – развитая инфраструктура, покупательская способность, наличие инвесторов, определённая предпринимательская культура в регионе.

- Многие идеи, которые работают на удовлетворение массовых потребностей, становятся успешными бизнесами. И чем проще проекты, тем лучше. - отметил он.

Акселерационная программа «Республика» только разгоняется и все самое интересное впереди. Уже в конце недели перед участниками выступит известный предприниматель из Бурятии, который расскажет о специфике местного бизнеса.

Автор: Нина

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях