Во вторник в городе Цзуньи провинции Гуйчжоу на юго-западе Китая начал работать аэропорт Маотай, названный в честь производящейся здесь знаменитой китайской водки «Маотай», сообщает Синьхуа со ссылкой на информацию компании Moutai Group.

Из нового аэропорта будут выполняться рейсы в Пекин, Тяньцзинь, Чэнду, Фучжоу, Сиань, Хайкоу и другие китайские города. В ближайшем будущем количество авиалиний будет увеличено до 18, отметили в Moutai Group.

Маотай – это подвид традиционной китайской водки (байцзю) крепостью 40-60 град. Бренд изготавливают в одноименном городе провинции Гуйчжоу, сырьем для напитка служит ферментированное китайское сорго (гаолян) и пшеница. История водки Маотай началась 2000 лет назад: китайские летописи II в до н.э. рассказывают о напитке гоцзян (слабоалкогольная брага из риса), который после изобретения дистилляции эволюционировал в современный вариант. У крестьян на севере страны, ежедневно работавших на рисовых плантациях по колено в холодной воде, не было другого выхода, кроме как изобрести крепкий согревающий алкоголь.

Однажды местную «огненную воду» попробовал император, и напиток так понравился монарху, что он приказал наладить производство и в своей провинции. Когда большая часть Поднебесной еще пила легкие браги, на севере страны и в Гуйчжоу появился самогон. Жители городка Маотай взяли за основу рецепт гоцзян, но со временем дополнили его (в частности – привязали циклы производства к лунному календарю), а также использовали вместо риса сорго, что изменило вкус.

Точную дату начала производства установить сложно, однако название «Маотай» закрепил за напитком в 1704 году указ императора династии Цин. В 1915 году китайская водка (правильнее называть самогоном) завоевала золотую медаль на выставке в Сан-Франциско, а в 1951 году получила титул «национального алкоголя Китая». Всего на счету Маотай более 20 побед в крупных международных конкурсах, не говоря уже о локальных мероприятиях.

Эта водка является непременным атрибутом всех официальных мероприятий в Китае, продается в 100 странах мира и является ощутимым источником дохода страны, так как компания-производитель принадлежит государству. Долгое время Маотай был спиртным элиты, недоступным обычному потребителю – в первую очередь из-за дороговизны, обусловленной длительностью и трудоемкостью производства. Теперь ситуация изменилась, но стоимость китайской водки по-прежнему высока: цена одной бутылки начинается от $130, а верхнего порога не существует – известны случаи, когда напиток уходил с аукциона за десятки тысяч долларов. Как раньше, так и сейчас спрос на элитную водку значительно превышает предложение.

Правильно пить Маотай из маленьких фарфоровых пиал, причем «рюмка» никогда не должна оставаться пустой. В чисто мужской компании напиток не спеша потягивают, смакуя вкус и аромат, но при дамах кавалеры всегда выпивают свою порцию залпом, до дна. Нередко бутылка Маотай комплектуется двумя-тремя крошечными стаканчиками – это не случайно, именно такая порция считается оптимальной, чтобы насладиться вкусом, но сохранить относительно ясную голову. Напиток хорошо сочетается с традиционными китайскими блюдами, особенно острыми, но закуска не обязательна: истинные гурманы предпочитают прочувствовать чистый букет, в котором специалисты насчитали 155 ноток.

Бутылка Маотай считается идеальной взяткой – это достаточно солидный и дорогой подарок, который не стыдно преподнести официальным лицам, при этом формально по местному законодательству под определение взятки не подпадает. Нередко люди покупают китайскую водку только как экспонат своей коллекции или запасают на случай похода в вышестоящие инстанции. В Китае даже есть поговорка: те, кто покупают Маотай, его не пьют, а те, кто пьют – не покупают.