буддизм
2129

«Нам неинтересно, что решат чиновники»

Вокруг единственного буддийского монастыря на Урале вновь разгорается скандал

Фото: vk.com / группа "Буддийская община "Шад Тчуп Линг"

Напомним, год назад свердловское УФССП обязало буддийскую общину на Качканаре покинуть монастырь «Шад Тчуп Линг». Суд постановил, что у неё нет оснований занимать землю, которая находится в федеральной собственности. Кроме того, этот участок находится в разработках Качканарского месторождения железной руды. Виды на него имеет местный горно-обогатительный комбинат, входящий в «Evraz Group». Компания предложила буддистам «переехать» на соседнюю гору Мохнатка.

Тогда же в ведомстве заявили, что основатель общины Михаил Санников (лама Санье Тензин Докшит – прим. ред.) неоднократно получал уведомление о добровольном сносе религиозных построек. Такое решение было принято ещё летом 2014 года. Истцом выступил департамент лесного хозяйства. Должник этих требований не выполнял, заявили приставы, за что его и привлекли к административной ответственности.

Безуспешные попытки

Сам храм находится высоко в горах. Добраться до него можно только пешком, преодолев более 8 километров по скалам. В УФССП по Свердловской области признали, что это значительно осложняет снос.

Между тем, по данным агентства «Росбалт», буддисты безуспешно пытались зарегистрировать землю и сооружения с 2001 года. Они даже обращались за помощью к президенту страны Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву.

- Сначала мы зарегистрировали религиозную организацию. Затем неоднократно пробовали оформить землю под монастырём, но администрация Качканара игнорировала запрос о её предоставлении в безвозмездное пользование. В 2004 году мы вновь направили в мэрию запрос и получили ответ, что пользователь недр – КГОК (Качканарский горно-обогатительный комбинат – прим. ред.) «Ванадий» – не согласовывает отвод земельного участка. Тогда они ещё не имели прав на месторождение, которое находится рядом с нашей землёй. Следовательно, согласования с ними не требовалось, – поделился с изданием президент местной религиозной организации Александр Березин.

Буддисты рассказали:  ситуация вокруг монастыря может привести к религиозному скандалу. На территории их общины есть две ступы – самодельно возведённые сооружения, считающиеся святыней. В них заложены реликвии, подаренные буддийскими ламами из Калмыкии, Монголии и Бурятии.

- Разрушение ступ с древнейших времен считается одним из страшнейших святотатств и приравнивается к пролитию крови Будды, – подчеркнул Березин.

«Оставьте монастырь в покое»

Вскоре на защиту храма встал известный российский музыкант Борис Гребенщиков, который является последователем буддизма.

- Единственный на Урале буддийский монастырь, находящийся на священной издревле горе Качканар, собираются сносить. Специалисты говорят, что это не обусловлено никакой рабочей необходимостью, а просто удобно чиновникам. Однако разрушение священных построек приносит только вред всем. Пожалуйста, ради блага всех существ, оставьте монастырь в покое, – написал он на своей страничке в Facebook.

А вскоре стало известно, что власти Свердловской области решили повременить  со сносом религиозной постройки. Как сообщал «Коммерсант», губернатор региона Евгений Куйвашев поручил руководителю своей администрации Сергею Пересторонину создать рабочую группу для обсуждения вопроса о сохранении храма.

«Некрасиво по отношению к буддистам»

Спустя полгода стало известно: монастырь «Шад Тчуп Линг» всё-таки снесут. В августе СМИ сообщили, что соответствующая смета составлена и уже ведётся поиск подрядчика на выполнение работ. Обитель обязали разрушить до 1 ноября.

На «круглом столе», который состоялся в Совете Федерации в октябре, член Общественной палаты Пермского края Светлана Аристова назвала сложившуюся ситуацию неуважением к монахам, сообщало РИА Новости.

- Со стороны это выглядит достаточно нехорошо, некрасиво по отношению к буддистам, к тем монахам, которые там обосновались и в течение двадцати лет исповедуют эту религию, – отметила она.

Светлана Аристова попросила о помощи главу Совета при президенте по правам человека Михаила Федотова, отметив, что это «очень беспокоит жителей Свердловской области и Пермского края». Занять соседнюю гору – Мохнатку – монахи, по её словам, не могут, поскольку разбирать ступы для переезда нельзя.

- Именно это влечёт за собой очень серьёзные последствия, – считает Аристова.

Федотов, в свою очередь, отметил, что «это очень тревожная информация» и попросил общественницу предоставить подробные материалы по ситуации.

В буддийской традиционной Сангхе России отметили, что члены общины изначально должны были получить разрешение на строительство монастыря. Что касается ступ, переносить их позволяется в другое место только при особых обстоятельствах. 

- Разрушать субурганы нельзя, а переносить их можно лишь в исключительных случаях и то перед этим необходимо провести специальный обряд,  – пояснил тогда infpol.ru пресс-секретарь Сангхи Тубдэн-лама.

«Сделать что-то полезное»

В итоге со сносом монастыря решили повременить до весны. Однако после нескольких месяцев затишья вокруг «Шад Тчуп Линг» вновь разгорелся скандал. Очередную статью, посвящённую этой истории,  опубликовала  «Комсомольская правда в Екатеринбурге» .

Издание напоминает: священная обитель на Урале появилась более 20 лет назад. На эти земли ветеран Афганской войны Михаил Санников пришёл по наставлению своего учителя. По задумке, буддисты должны были разместиться точно в центре между двумя другими храмами. Один из них – «Гунзэчойнэй» – находится на Западе в Санкт-Петербурге, другой – на востоке, в Бурятии. Однако теперь «Шад Тчуп Линг»  больше не тихое уединённое место, где послушники обретают нирвану. Познать дзен буддистам мешают добытчики руды.

Чиновники, сотрясая кулаком, уверяют:  храм построен незаконно, да и ещё на месте месторождения титаномагниевых руд. Сам лама Докшит поначалу решил встать на защиту монастыря, вспомнив боевое прошлое, и даже грозился позвать на оборону родного места однополчан. Но затем решил действовать мирным путём, предупредив, что снос будет актом вандализма и оскорблением чувств верующих. Правда, суд такие слова буддистов не сильно впечатлили. И приставы раз за разом настаивали: члены общины должны сами разрушить обитель.

Правда, все угрозы Михаил Санников пропускал мимо ушей. Лама раскусил систему: за отказы сносить священную храм ему приходят только штрафы в тысячу рублей после каждого постановления суда. Поэтому, заняв надёжную оборону, община продолжала возводить религиозные объекты, достраивая монастырь.

- Мы поставили шестиметровую статую Будды. Я сам лепил её два месяца. Строительный сезон маленький, а хочется многое успеть. Нам неинтересно, что решат чиновники. Мы хотим сделать в этой жизни что-то полезное. А пока всех этих разрешений дождёшься, можно и помереть, – рассказал он «Комсомолке».

На Качканаре завершается и строительство новых священных ступ, которым поклоняются буддисты. Уже сейчас на территории «Шад Тчуп Линг» есть три таких сооружения, в  скором времени рядом с ними должны появиться еще шесть таких же.

- А 28 февраля мы будем праздновать тибетский Новый год, – говорит член общины Мария. – Приглашаем всех желающих. У нас будет праздник и конкурсы.

Но праздновать буддистам осталось недолго. После установления священной статуи приставы выдвинули ламе Докшит новый ультиматум.

- По постановлению суда Михаил Санников должен снести монастырь до 1 апреля этого года, – пояснил изданию начальник Качканарского отдела судебных приставов УФССП по Свердловской области Сергей Помещенко. – Иначе в апреле начнётся поиск подрядчика, который возьмётся за это. Смета для него уже определена и заказчик –  департамент лесного хозяйства Свердловской области – её одобрил.

Подрядчику по утверждённой смете выделят 1 миллион 600 тысяч рублей. Остаётся вопрос – найдётся ли организация, готовая сравнять с землёй священное место, заключает автор статьи.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях