Общество
1332

Мы помним их такими

По рассказам Ольги Очировой, главного госналогинспектоа УФНС России по РБ

Мой отец Очиров Доржи Рабданович родился в 1923 году в улусе Хаян на восточном берегу Гусиного озера в семье сельского учителя Очирова Рабдана Очировича (Рабдан-багша). В 1940 году с отличием окончил Загустайскую среднюю школу, поступил в Ир-кутский госуниверситет на физико-математический факультет. Окончив первый курсе, он в неполные свои 18 лет добровольцем ушел на фронт.

В июле 1941 года его направили на ускоренные курсы офицеров в Сретенское военно-пехотное училище, а через 4,5 месяца - на действующий фронт, где был назначен командиром минометного взвода 482-го полка 131-й дивизии, действовавшей в составе 64-й армии под командованием Шумилина. Первое боевое крещение он получил в боях с авангардными частями 6-ой немецкой армии на правом берегу реки Дон в районе г. Калач. «Наша и другие дивизии, - рассказывал отец, - более двадцати дней не подпускали противника к г. Калач, но, обойденные с флангов, были вынуждены переправиться на левый берег Дона и занять оборону. В середине августа 1942 г., когда немецкие танковые клинья с северо-запада и юго-востока приблизились к Сталинграду, наша армия, чтобы не попасть в окружение, начала отход с боями к Сталинграду и в начале сентября заняла оборону в южной части города, в окрестностях поселка Бекетовка.

12 сентября 1942 года при очередной бомбардировке наших позиций пикирующими бомбардировщиками «Ю-87» я был завален в окопе. Мои бойцы откопали меня, оглушенного и тяжело контуженного, направили в санчасть, оттуда переправили на левый берег Волги в полевой госпиталь. Через 25 дней я был выписан, хотя слух еще не восстановился, и направлен в отдел кадров 62-й армии генерала Чуйкова, оттуда - в 193-ю стрелковую дивизию, которая в то время вела тяжелые бои в районе завода «Красный Октябрь», в северной части Сталинграда. Мне было жаль, что меня не направили в свой 482-й стрелковый полк, где остались мои бойцы - простые вятские мужики, которые уважали меня, несмотря на мою молодость и нерусскую национальность.

В 895-ом стрелковом полку 193-й дивизии меня назначили командовать стрелковой ротой, где бойцы остались без командира. Более недели я находился в опорном пункте той роты. За это время немцы многократно пытались выбить нас из полуразрушенного кирпичного дома. Когда меня сменил командир-пехотинец, я был назначен командиром взвода 120-миллиметровых полковых минометов. Наша дивизия, несла большие потери, но не отдавала свои позиции.

Стояла насмерть.

Был приказ главнокомандующего - ни шагу назад. Бойцы дивизии совершали чудеса героизма. Например, боец Паникаки из второго полка, бывший матрос Тихоокеанского флота, охваченный пламенем от разбитой бутылки с зажигательной смесью, бросился к немецкому танку и поджег его.

В начале ноября, когда после непрерывных боев наступило относительное затишье, я был направлен офицером связи от 895-Го полка в штаб 193-й стрелковом дивизии. На новой должности мне приходилось по несколько раз в сутки курсировать со срочными пакетами, приказами между своим полком и штабом дивизии вдоль берега Волги, который методически oбстреливался минометами. Во время выполнения очередного задания я встретился со своим земляком Жамсараном Арьяевым из Жаргалантуя, служившим в соседнем полку. Я его знал еще до войны по Загустайской средней школе - он учился в старших классах. Во время наступательных операций нашей дивизии зимой 1944 г, в Белоруссии он был убит, о чем мне рассказали его сослуживцы, когда я приехал к ним, чтобы проведать земляка.

В ноябре 1942 года наша изрядно потрепанная дивизия была выведена с переднего края на короткий отдых. После доукомплектования она приняла участие в наступлении Центрального фронта».

Сталинградская «одиссея» Д.Р. Очирова продолжалась почти пять месяцев и охватила весь оборонительный период жесточайшей Сталинградской битвы. Из всех наград, полученных на войне, отец считал самой ценной медаль «За оборону Сталинграда».

После обороны Сталинграда 193-я стрелковая дивизия, в ходе зимнего наступления войск Центрального фронта, дошла до города Севск, расположенного на самой западной точке Курской дуги, оттуда осуществила стремительное наступление на Запад, и одной из первых форсировала Днепр.

За бои в Сталинграде и на Курской Дуге старший лейтенант Д.Р. Очиров был награжден медалью «За оборону Сталинграда» и орденом Красной Звезды.

16 апреля 1943 г. во время наступления по освобождению Белоруссии Д.Р.Очиров был ранен. После 4-месячного лечения он - снова в строю, но уже в составе 1030-го полка 370-й стрелковой дивизии 65-й армии под командованием Батова. Ему опять не повезло - повторилось то же самое, что и в Сталинграде, когда он не смог после госпиталя вернуться в свою часть.

В составе 1030-го полка 370-й стрелковой дивизии Д.Р. Очиров участвовал в освобождении Польши. «При форсировании реки Висла, южнее Варшавы, - рассказывал отец, - мое подразделение первым захватило плацдарм на противоположном берегу реки и удерживало его до прихода подкрепления. В этом бою меня снова ранило. На этот раз после лечения я вернулся в свою часть, где меня ждал орден Отечественной войны II степени».

По завершении освобождения Польши, форсировав р. Одер, 370-я стрелковая дивизия участвовала в жесточайших боях в Бранденбургской провинции Германии, штурмовала Берлин и дошла до реки Эльбы в район т. Магдебург. За мужество и отвагу, за боевые заслуги Д.Р.Очиров был награжден 2-мя орденами Отечественной войны I и II степени, боевыми медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Доржи Рабданович был демобилизован из рядов Вооруженных Сил СССР в июле 1946 г. по состоянию здоровья. С августа этого же года до выхода на пенсию более 40 лет работал учителем физики и математики, завучем родной 3aгустайской средней школы. Заочно закончил пединститут. За мирный и благородный труд учителя удостоен звания «Заслуженный учитель школы БурАССР», «Отличник народного образования РСФСР», «Отличник просвещения СССР», многими Почетными грамотами и благодарностями Президиума Верховного Совета БурАССР, Обкома КПСС, Совета Министров БурАССР, Министерства просвещения, медалью «Ветеран труда».

В жизни отец всегда был немногословен, скромен, удивительно терпелив и внимателен к окружающим. Никто и никогда от него не слышал ни одного грубого слова.

Моя мама Нимбуева Анна (Ханда) Аюшеевна родилась в 1923 г. в с. Адак, ныне г. Гусиноозерск, в большой семье сельского кузнеца Нимбуева Аюши Тугмитовича. Чтобы помочь родителям она - старшая дочь с раннего детства, как и многие ее ровесницы, в свободное от школы время наравне со взрослыми работала в полеводческих и луговодческих бригадах колхоза им. Сталина, причем, как рассказывала ее закадычная подруга Ольга Содномовна Амаголонова, она всегда была ударницей. А когда началась вторая мировая война, мама и ее подруги вынесли на своих хрупких девичьих плечах всю тяжесть трудового фронта. За ударный труд в годы войны Анна Аюшеевна в 45 году была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

В послевоенные годы мама, воспитывая 11 детей, более 30 лет проработала учителем начальных классов Загустайской средней школы. Её самоотверженный труд на ниве просвещения отмечен двумя Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Бу-рАССР, многими грамотами и благодарностями Министерства образования республики, медалью «Ветеран труда». Как многодетная мать награждена Золотой медалью «Мать-героиня». Добрая и ласковая, мама в то же время обладала сильным волевым характером, никогда не боялась трудностей, умела доводить любое дело до конца. Она была активной участницей художественной самодеятельности школы, солисткой ансамбля «Агсурга» с. Тохой. Хорошо знала обычаи, обряды, традиции бурятского народа.

Мои родители прожили вместе 58 лет. Жизнь не баловала их, но несмотря ни на какие трудности, трудясь не покладая рук, они вырастили и дали образование всем 11-ти детям. Многие дети и внуки пошли по их стопам - избрали труд учителя.

В 1998 году, в преклонном возрасте, Доржи Рабданович и Анна Аюшеевна переехали из Гусиноозерска в с. Иволгинск к детям. В Иволгинском районе они, как и на малой родине, пользовались большим уважением. До ухода из жизни, на протяжении 7-и лет кавалер 4-х боевых орденов и многих боевых медалей, инвалид Великой Отечественной войны 1-й группы, подполковник запаса Д. Р. Очиров выступал перед призывной молодежью, учащимися, населением района, на страницах газет, рассказывал о подвигах советских солдат в годы войны. Воспитывал молодежь в духе интернационализма и патриотизма. Мама была солисткой ансамбля «Халюта» с. Иволгинск. Несмотря на возраст и многочисленные недуги принимала самое активное участие в культурной жизни района, республики.

В памяти и сердцах детей Анны Аюшеевны и Доржи Рабдановича, всех кто их знал, кого они учили, с кем работали, останется их светлый образ удивительно скромных, исключительно трудолюбивых, честных и порядочных людей, посвятивших всю свою жизнь, свои знания, энергию просвещению и воспитанию подрастающего поколения.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях