Серебряная стрела 2018
3570

Юрий Ботоев: «Я отравлен, и это прекрасно!»

Известный поэт-сатирик снял фильм, пользующийся спросом в Улан-Удэ и за пределами республики

Фото: Артем Федотов

Индивидуальный предприниматель Юрий Ботоев выпустил фильм «Головар». Картина стала лидером кинопроката в Улан-Удэ. В рамках премии «Серебряная стрела» мы решили встретиться с Юрием Борисовичем и узнать, как создать успешную студию по производству видеороликов и фильмов.

- Здравствуйте, расскажите, как появилась идея о создании собственной киностудии?

- Еще с детства я занимался кинофотоделом. Ходил в детскую студию «Байкал», которая была расположена на ул. Терешковой, 32. Тогда никто всерьез не воспринимал мое увлечение, которое впоследствии стало и хобби, и работой на всю жизнь. А тогда в детские советские годы мы снимали на 16-миллиметровую черно-белую и цветную кинопленку, монтировали ножницами и клеем, отправляли наши мини-фильмы на различные фестивали. Спустя какое-то время, уже после службы в армии, я случайно встретил Германа Саганова, которого знал еще со школьной скамьи. Он только организовал городскую студию школьного телевидения. Зная о моем детском опыте, он взял меня оператором, затем я стал монтажером. Через года полтора, набравшись опыта, я перешел в телекомпанию «Ариг Ус». Там я работал режиссером рекламы и директором студии. А в 2002 году создал собственную студию по производству рекламных роликов и фильмов.

- И как строите работу на студии? 

- Когда я начал работать на себя, у меня был средний по тем временам компьютер и маленькая видеокамера формата miniDV. Но было огромное желание творить, делать качественную ТВ-рекламу. Так совпало, что в то время стали развиваться цифровые технологии, и ТВ-продукцию можно было делать на обычном компьютере. До этого использовали огромные магнитофоны, пульты. Так настало благоприятное время для рекламы. Моими клиентами стали десятки торгующих фирм. На телевидении в то время могли размещаться даже мелкие магазины, бутики. Им была доступна как стоимость проката на ТВ, так и изготовление у меня рекламных роликов. Так как на телевидении я всему научился делать «под ключ», 90% работы делал сам, остальное - по договору с резидентами. Например, автор текста, автор музыки, диктор – это привлеченные люди.

- Получается, в основном это сотрудники по временному договору?

- В разное время со мной работали абсолютно разные люди, но, как я говорил выше, это люди по контракту. В одном проекте нужны одни авторы, в другом - другие. Также с дикторами, озвучивающими различную рекламную продукцию и фильмы. Из постоянных разве что только бухгалтер и администратор. Были времена, что на один проект, скажем, коммерческий фильм о крупном предприятии, я собирал съемочную группу до 15 человек.

- Какая средняя зарплата у работников? 

- Все зависит от проделанной работы. Прочитать текст иногда стоит всего 300 рублей, а иногда до 5000. Это разовая работа и зависит от объема текста. Некоторые сотрудники при интенсивной работе (особенно рекламные агенты) получали от 1000 долларов и выше. Так как я выполняю основную работу и являюсь ИП, то себе зарплату не ставлю. Что остается, то мое, а дальше решаю, сколько потратить на себя, а сколько на развитие. Как правило, на развитие уходит больше. Это обновление ПО, техники. Без этого не будет прогресса. Так можно «проесть» все средства и в какой-то момент понять, что ты уже не востребован в современном мире.

- Какие инновационные бизнес-идеи внедряете в работу?

- Я начинал работу с маленькой цифровой камеры с низким разрешением. Сейчас парк оборудования состоит из линейки 4К камер и компьютерных станций, готовых обрабатывать такое видео. Это оборудование позволяет делать высококачественные ролики, документальные фильмы и, естественно, кино, чем мы сейчас и занимаемся. В апреле вышла моя очередная кинокартина «Головар», где мы использовали новейшее оборудование, в том числе и звукозаписывающее. Мы дерзнули записать весь звук с площадки. Я уже давно пришел к выводу, что в наших условиях невозможно сделать дубляж, не потеряв естественность кинокартинки. Получилось записать качественно звук и сохранить атмосферу действия. Остались довольны и качеством «картинки». Долго искали «нужный» цвет методом подбора оттенков при цветокоррекции. Более месяца шла работа в этом направлении, и, на наш взгляд, получилось неплохо.

- Что для вас значит кинобизнес?

- Не только кинобизнес, но и обыденное производство рекламы и документальных фильмов я называю «коммерческим творчеством» или «творческим коммерчеством». Как угодно. Порой трудно понять, что важнее: творчество или зарабатывание денег. Невозможно заработать много денег на кино, прошли те «золотые» времена. Поэтому в первую очередь я для себя ставил задачу сделать хороший продукт с точки зрения литературы. В фильме «Головар» я максимально пытался вложить свое умение писать. Не секрет, что я пишу песни и стихи и известен в Бурятии как поэт-сатирик. А стихи - это литературное занятие. В прозаическом материале «Головар» все сцены старательно прорабатывались по всем законам литературы. Старался в лучших традициях наших земляков-писателей. В свое время я часто встречался в Иркутске с Валентином Распутиным. Он дал мне много полезных советов, один из которых «не бойся писать, о чем думаешь». Сейчас, когда драма «Головар» лидирует в прокате и обошла почти на 50% зарубежные и отечественные премьеры, понимаешь, что работа проделана не зря. Ведь зритель чувствует твою искренность и понимает, насколько тяжело снять фильм. Спасибо всем, кто сходил в кино и оценил.

- Ваше отношение к господдержке в сфере кинобизнеса

- У меня есть четкое понимание этого вопроса. Кино – это прежде всего коммерческий продукт. Успех или неуспех того или иного кино покажет лишь премьера и прокат. Поэтому я не сторонник такого риска со стороны государства. Учитывая, что многие в стране, да и в республике живут за чертой бедности, я считаю, что эти бюджетные средства будут полезны большому количеству людей. Даже если средства целевые, я думаю, найдутся в этих сферах более востребованные направления, чем финансирование кино. Ну уж в лучшем случае развивать систему кинообразования, кинопроизводства, кинопроката, а не разовые рискованные кинопроекты.

- Как находите инвесторов для проектов и нужны ли они?

- Все свои фильмы, а их у меня три на сегодняшний день, сделаны исключительно на собственные средства и на средства партнеров из бизнеса. В фильме «Головар» моими партнерами выступили Денис Гармаев, известный ресторатор, и Алексей Смирнов, бизнесмен-ювелир. Сошлись очень просто. С Денисом Гармаевым мы были членами Общественного совета МВД РБ, на заседаниях начали обсуждать идею фильма. Я ему показал свой сценарий, который его заинтересовал. Проявил интерес и Алексей Смирнов, и, как говорится, пошло-поехало. Для них это был первый проект, но очень интересный. Надеюсь, что с этими партнерами я буду и дальше делать новые фильмы. Я увидел в этих людях еще и творческое начало, желание сделать фильм хорошим для зрителя. Не каждому бизнесмену это дано.

- Как смогли договориться с кинотеатрами за пределами РБ о прокате ваших фильмов?

- Мой второй фильм «Каникулы в Таиланде» имел широкую географию показа. Были премьеры в Иркутске, Ангарске, Усть-Орде, Улан-Удэ, Гусиноозерске, Селенгинске, Усть-Баргузине и даже в Таиланде. На базе этих договоренностей мы начали работу. Я объяснил продюсерам механизм работы с кинотеатрами. Так как они опытные предприниматели, им удалось сделать так, чтобы география проката фильма «Головар» стала еще шире. Сейчас это Тюмень, города Забайкальского края, Агинск. В планах Якутия, Казахстан. Буквально на днях нас приглашают в Монголию на переговоры по прокату. Конечно же, нас ждут Москва и Питер.

- Сколько вложено средств при создании фильма «Головар»? 

- Оборудование формата 4К. Я об это говорил выше. Итоговая цифра затрат по оборудованию будет немаленькая. Однако эта аппаратура не только для кино, но и для текущего кино и видеопроизводства. Конечно, я использовал массу дополнительных приспособлений, без которых невозможно современное кино. Это рельсы, электронные стедикамы, краны, квадрокоптер, профессиональный свет, различные объективы, насадки и фильтры. Например, профессиональный видеорекордер, который записывал киноматериал на съемочной площадке, – час видео почти 400 Гигабайт. Вы только представьте, с какими большими файлами приходилось работать. Монтаж и обработка фильма велись на компьютерных станциях стоимостью несколько сотен тысяч рублей. Мы старались, чтобы наше кино было на уровне тех фильмов, которые привык видеть современный зритель. А на бытовом оборудовании сегодня это сделать невозможно. Я могу смело заявить, что на технику ушло не менее полутора-двух миллионов рублей.

- Какие проблемы существуют в вашем деле? Как их решаете?

- Проблем всегда много, особенно в том деле, которое называют «штучный товар». Здесь приходится идти только своим путем, методом проб и ошибок. Благо имеется 24-летний опыт работы в области телевидения, рекламы и кино, и таких ошибок делается меньше. Главная проблема, особенно в провинции, – это кадры. А кадры действительно решают все, особенно в творческом бизнесе. Ведь люди, идя в кино, покупают твой продукт, а он должен быть качественным, особенно актерской игрой и естественностью событий в фильме. Снимая кино, постоянно сталкиваешься с тем, что после написания увлекательного сценария ты попросту не можешь найти актеров на те или иные роли. Это в Москве проще – приходишь в любое актерское агентство и там тебе с удовольствием предложат 5 - 10 кандидатур на одну роль. Понятно, что в столице десятки театров, киностудий, актеры все время в деле, поддерживают и совершенствуют свой профессионализм. А у нас даже люди с образованием ВСГАКИ, но не работающие по специальности, уже далеки от искусства. Это как в спорте – надо постоянно быть в форме. Такая же история и с техническими кадрами. По сути, я сам делаю все: пишу сценарий, режиссирую, снимаю, ставлю свет, контролирую звук, монтирую, обрабатываю аудиотреки, подбираю нужную цветокоррекцию и, конечно же, итоговый мастеринг тоже лежит на мне. Как говорят мои коллеги-москвичи: «Ты один делаешь работу, которую у нас делают 50 - 100 человек». Но надо отдать должное команде, которая собралась вокруг меня – все профессионалы, которые поняли, что нам надо сделать хорошее кино. Каждый из них тоже был многостаночником. Актеры помогали мне в кастинге, режиссуре и гриме. Ассистенты, которые ни разу не видели, что такое настоящая камера, спустя какое-то время становились востребованы настолько, что я уже без них не могу даже сейчас, когда кино закончено. Вывод из всего сказанного очень простой – нужны кадры, хорошие кадры. Только с ними будет высокое качество кино и видеопродукта.

- Какие планы по развитию вашего бизнеса? 

- Не стоять на месте. Не наслаждаться успехами. Конечно, фильм «Головар» удивил прокатным успехом самих создателей. Я считаю всех, кто прикоснулся к проекту, создателями. Планирую дальше снимать документальные фильмы, придумывать интересные рекламные ролики, имиджевые фильмы, ну и, конечно, кино. Как сказал один известный артист: «Тот, кто вдохнул воздух павильона и услышал когда-нибудь команду «Мотор», тот отравлен кинематографом навек. Я отравлен, и это прекрасно!».

- Возможно ли окупить фильм в России с помощью кассовых сборов? Если нет, тогда какие способы подойдут?

- Сборы можно окупить и в Бурятии, если производственные затраты минимальные. Идеально, если фильм окупился на стадии производства, когда затраты покрывает спонсор. В ответ на это производитель делает несколько сцен с продакт-плейсментом (скрытая или не очень скрытая реклама в фильме). Однако частый продакт-плейсмент раздражает зрителя, поэтому все должно быть в меру и в тему. Некоторые поступают так: объявляют набор в платную актерскую школу. Кандидат получает возможность приобрести знания и участвовать в фильме. А оплату, которую вносят будущие актеры, студия использует в том числе для производства фильма. Но это не самое главное. Желательно, чтобы фильм имел прокатный успех не только в Бурятии, но и в других регионах. Чем больше кинотеатров возьмут кино, тем больше доход. Прямая математика. Все зависит от качества контента. Если фильм заинтересует, то его возьмут в другие города, как это произошло с «Головаром». Да и предыдущее мое кино «Каникулы в Таиланде» тоже брали во многие кинотеатры соседних регионов. Название было покупаемым. Это сейчас я смотрю на этот фильм с иронией, но тогда и время было другое, и мы были другими... Идеальный вариант - договориться со столичными дистрибьюторами, которые могут распространять фильм по киносетям. Это самый сложный вариант. При этом дистрибьютор будет забирать значительную часть доли кинопроизводителя. Это его главный бизнес. А как известно, 50% от сборов уходит кинопрокатчику, 50% -  производителю.

- Скажите пару слов нашим читателям.

- Кино – это интересное дело. Я рад, что в Бурятии кино не стоит на месте, развивается, появляются новые люди, которые готовы сочинять, снимать. Хочу призвать всех - от предпринимателей до властей, от простого человека до сообществ - помогать нашему кино. Даже ощущение моральной поддержки сильнее рубля. А именно ощущение духовного единства со зрителем делает кино настоящим!

Для запуска бизнеса вложено: в 2002 году – 50 тысяч рублей. В дальнейшем от 100 тыс. рублей в год вкладывается в оборудование.

Годовой доход за 2017 год: 3 335 292 рубля.

Объемы производства в год: 30 - 40 рекламных роликов, 3 - 4 имиджевых или документальных фильма, а также услуги рекламного агентства по размещению рекламы.

Средняя стоимость услуг: от 10 000 до 300 000 рублей.

Потребитель рекламных услуг – бизнес, нуждающийся в производстве ТВ и аудиопродукции, а также в продвижении современными средствами рекламы.

Автор: Анастасия Аюшеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях