В Улан-Удэ молодые инноваторы создали самолет-конструктор с низкой себестоимостью
Главное Популярное Все Моя лента
Войти

В Улан-Удэ молодые инноваторы создали самолет-конструктор с низкой себестоимостью

Фото: Н. Сахилтарова

Разработкой уже заинтересовались местные промышленники и чиновники

Борис Дармаев и Артём Афанасьев принимают участие в акселерационной программе «Республика». Их проект носит название «беспилотный летательный аппарат с вертикальным взлетом». Ребята показали корреспонденту infpol.ru свою разработку и рассказали, почему их проект интересен органам власти. 

О команде

Команда разработчиков состоит из девяти человек: инициаторов проекта Бориса и Артёма и семи учащихся авиационного техникума. Отметим, что в акселерационной программе они единственные, кто представляет среднее профессиональное учебное заведение. 

– Я больше занимаюсь концептуальной проработкой, проектированием летательного аппарата. Артём занимается производственной частью, технологией изготовления, – говорит Борис. – Наши студенты превращают задумку в чертежи, изготавливают детали, дорабатывают электронную модель. Мы отдаем им концепт-модель – «болванки», а они их прорабатывают с точки зрения конструкторской идеи, продумывают внутреннее наполнение, добавляют различные компоненты. 

Борис Дармаев работает в авиации 11 лет. В 2007 году окончил Алтайский государственный технический университет, после приехал в Улан-Удэ и устроился на авиазавод. Некоторое время работал технологом, старшим мастером, затем перешел в авиационный техникум и стал преподавателем, также он заведовал лабораторным комплексом. 

– В данное время я курирую творческую молодежь, вместе работаем над инновациями. Однажды подумал, почему бы нам не привлечь дополнительные инвестиции через наш продукт, – рассказал он. 

О проекте

Над разработкой БПЛА команда трудится с 2016 года. Ребята поставили себе цель – создать беспилотный летательный аппарат с вертикальным взлетом-посадкой. Для такого аппарата не нужна взлетная полоса, для взлета ему достаточно небольшой площадки. Он выполнен из композитных материалов: стеклоткани и эпоксидных смол. Вес летательного аппарата около 7 кг. По словам создателей, объект хорошо масштабируется, т.е. можно создать и более мелкую модель, но принцип будет тот же самый. 

Беспилотник развивает скорость до 160 км/ч, крейсерская скорость (рабочий режим) около 90 – 100 км/час. Также он может зависнуть в воздухе во время полета, что удобно при фото- и видеосъемке. Он вертикально поднимается в воздух, а затем переходит в горизонтальный полет с дальностью до 150 км (в зависимости от типа толкающего двигателя). 

В 2016 году разработчики получили спонсорскую помощь от Улан-Удэнского авиазавода. На изготовление аппарата ушло около 250 тысяч рублей, в основном на электронику. В ноябре 2017 года появилась рабочая модель, готовая к испытаниям. 

Отметим, что себестоимость одного часа полета обычного вертолета составляет около 180 тысяч рублей. АН-2 («кукурузник») стоит дешевле – 70 – 50 тысяч. Себестоимость же полета БПЛА – 10 – 15 тысяч, при этом аппарат может летать без перерыва до 8 часов. К тому же БПЛА не нужны взлетные полосы, ангары, диспетчерские службы. Человеку достаточно пройти обучение по управлению летательным аппаратом. 

Об участии в акселераторе

После того как конкурсанты прошли обучение у ребят из YellowRockets, они задумались над детальной проработкой проекта. Он должен обладать инновационной составляющей и занять отдельную нишу на рынке. 

– Мы решили создать модульную конструкцию, которая позволит эксплуатантам собрать аппарат для различных задач. Если заказчику нужно, чтобы беспилотник взлетал вертикально, то он покупает базовую платформу и дополнительные модули. Сборку и модификацию заказчик может проводить собственными силами без привлечения сторонних специалистов. В конструкторе ничего сложного не будет, мы подготовим детальную инструкцию. При сборке будут использоваться специальные разъемные соединения, она будет самая оптимальная, простая в эксплуатации и ремонтопригодная, – отмечает Борис Дармаев. 

Области использования БПЛА

Использовать эту модель можно в любых целях, например, исследовать местность в целях охраны лесов от пожаров, незаконных лесозаготовителей, полезен аппарат и для рыбоохраны, картографирования местности, контроля состояния ЛЭП, газо- и нефтепроводов, поиска людей, обработки информации. 

– Обычно летательные аппараты стоят достаточно дорого, а мы создали более простой и недорогой в эксплуатации летательный аппарат. В зависимости от целей на него можно установить соответствующий модуль – фото- и видеокамеру, тепловизор, инфракрасную камеру и т.д., – рассказал Борис Дармаев. 

Самолет-конструктор

– Мы исследовали аналоги летательных аппаратов. Пришлось немного переориентировать наш аппарат в сторону модульности, так как все существующие летательные аппараты узкоспециализированные. Например, есть один дорогостоящий летательный аппарат, который решает только одну задачу, а чтобы заказчик смог что-нибудь поменять в нем, такого еще не было. В этом и заключается инновационность нашей разработки. У нас, получается, большая профессиональная лего-игрушка, – отмечают разработчики. 

Разработка уже привлекла внимание директора Улан-Удэнского приборостроительного производственного объединения Сергея Гармаева. Интерес проявляют и органы исполнительной власти. 

– Недавно мы прошли регистрацию, так как каждое беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг должно пройти этот этап. Маркировка была нанесена на крыло, боковые поверхности фюзеляжа, элементы конструкции или киль и т.д. Это должно быть сделано с целью обеспечения безопасности полетов, – отмечают разработчики. 

Команда молодых разработчиков, как и все стартаперы, сейчас переживает период «детских болезней», которые пытается тут же устранить. Ребята верят, что уже к лету все доработки завершатся и они уверенно выйдут на рынок со своей разработкой. 

Принцип работы БПЛА

Необходимо составить маршрут следования, занести в программу информацию о пункте назначения. Аппарат движется четко по заданной траектории. 

– Объект получает сигнал GPS по спутниковой карте. Мы можем задать точку взлета и приземления, маршрут БПЛА. Сейчас данная система работает на дальность до 5 км в режиме прямого управления, а используя режим автопилота, дальность полета достигнет 150 км. Мы используем программное обеспечение свободного распространения, настройку параметров и программу в полетный контроллер делаем сами, – поясняет Борис Дармаев. 

Новые идеи

По словам Артёма Афанасьева, сейчас у них возникла новая идея, которую разработчики хотят реализовать, – малооборотистые генераторы для выработки электроэнергии на неодимовых магнитах для микроГЭС. МикроГЭС представляет собой погружной каркас с генератором, размещенный на дне реки и вырабатывающий электроэнергию. По замыслу ребят, объект создаст альтернативу солнечным электростанциям. 

– Надеемся, что стоимость киловатта у нас будет пониже. Мы хотим предложить альтернативу традиционной энергетике. У нас 16 населенных пунктов в отдаленных районах, где не проведены линии электропередач, – отметил Артём Афанасьев. 

Справка infpol.ru
В 2016 году, по данным Jason&Partners consulting, рынок беспилотных летательных аппаратов в России оценивался в $147 млн, а по всему миру – в $8,5 млрд.

Читать далее