Прошло почти две недели после ЧП в Сосновом Бору. Поселок отходит от шока, в школе восстанавливается рабочий процесс. Пострадавшие начали выписываться из больницы, а дети заново учатся доверять друг другу. И на этом, казалось бы, все должно закончиться. Однако в памяти у жителей всплывают все новые подробности.
Так в мессенджерах родители начинают рассказывать друг другу о Давыде Мамонове, мальчике из 11 класса и неком работнике Максиме, которые вынесли из бойни окровавленную семиклассницу.
Как оказалось, после того как прозвучала сигнализация и классная руководительница всех отправила на улицу, одиннадцатиклассник сначала послушался и вышел вместе со всеми. Но, увидев подъехавших пожарных, не мог не помочь им протянуть шланг. Для этого Давыду пришлось вновь зайти в школу. К нему навстречу бежали испуганные дети из младших классов, которым старшеклассник держал дверь, пока те не вышли. В этот момент он и заметил, что на первом этаже на стульях лежит семиклассница. Именно ей пришелся удар топором по лицу. Рядом с ней стоял работник Максим. Втроем с родственником одной из учениц они вынесли на стульях девочку.
Зная, что по школе все еще бегает нападавший подросток, Давыд и еще двое мальчиков бросились к входной двери, чтобы ее подпереть. Мальчики удерживали преступника до тех пор, пока не прибыли военные. Только после этого старшеклассник пошел домой, но решил ничего не рассказывать родителям. Может быть, никто бы и не узнал обо всем этом, если бы не свидетели, которые стали писать о мальчике в соцсетях.
После того как подробности дошли до руководства школы, директор принял решение ходатайствовать о награждении героев.
- Давыд из семьи военных. Мальчик активно занимается спортом, ходит на самбо. Мы, конечно, будем ходатайствовать о его награждении перед МЧС за смелость, проявленную при оказании помощи. Не забудем и про нашего работника Максима, который донес девочку с третьего этажа на первый и все время находился рядом с ней, - говорит Сергей Разуваев, директор школы №5.
Как нам удалось выяснить, мама Давыда состоит в родительском комитете. Она принимает активное участие в подготовке культурных мероприятий. Так именно те самые синие валенки, висящие на входе в школу и обошедшие почти весь интернет как иллюстрацию к новостям о резне, были сшиты его мамой к Новому году.
Сын героев
Мы на протяжении двух дней просили родителей Давыда дать нам интервью. Скромные от природы, они отказывались. Но позже все же согласились немного рассказать о своей семье.
- Давыд мой сын от первого брака. Его родной отец Базыр Бадмаев был старшиной, прапорщиком спецназа. Он неоднократно ездил в Чечню, был ветераном боевых действий. В 2002 году Базыр попал в ДТП и погиб при исполнении служебных обязанностей, - начала свой рассказ мама Давыда Долгора Мамонова.
Оставшись одна с полуторагодовалым ребенком на руках, женщина пыталась прийти в себя. Как кормить ребенка с маленькой зарплатой медсестры, да еще и находясь в декрете, Долгора тогда просто не представляла. И в самую сложную минуту к ней на помощь пришел командир части ее погибшего мужа.
- Я благодарна за оказанную тогда мне поддержку. Остаться одной с ребенком было очень тяжело. Я была в декретном, работала медсестрой в БСМП. Полковник Захаров знал, что у меня не осталось денег, взял меня к себе на работу, – вспоминает женщина. - Родственники мужа и мои сидели с Давыдом. За что я им тоже очень благодарна.
Постепенно жизнь вернулась в привычное русло, но вновь произошла еще одна трагедия. Молодая женщина попала в аварию и потеряла ногу. Но и здесь ее не бросили коллеги.. Пройдя реабилитацию и надев протез, Долгора вернулась к своим обязанностям. Подрастающий сын лучезарной улыбкой все время подбадривал маму, не давая опускать руки.
Можно, ты будешь мне папой?
В 2005 году после череды неудач Долгора знакомится с будущим мужем. Высокий, красивый мужчина, кавалер ордена Мужества тоже не раз проходил Чечню, где потерял ногу, подорвавшись на мине. 24-летний Дмитрий был готов на все ради бурятской девушки.
- Зачем тебе одноногая вдова с ребенком и без жилья? - вопрошала Долгора.
Но мужчина лишь ответил: «Я полюбил тебя с сыном!».
Вскоре Дмитрий пригласил к себе в гости в Москву новую подругу.
- С сыном мы приехали в столицу. Ходили по экскурсиям, зоопаркам, музеям. Тогда Давыд спросил у меня: «Можно, я дядю Диму буду называть папой?», - вспоминает Долгора.
Растроганная женщина поняла, что тем самым сын дал ей свое согласие… Согласие на то, чтобы вновь обрести счастье. Оставив в столице родных, друзей, квартиру, работу, машину, Дмитрий поехал в Бурятию к своей новой семье. Здесь он быстро нашел работу в военном городке. И в апреле 2006 года Долгора и Дмитрий поженились. Через год у них родился еще один сын – Иван. Еще через пять лет – Миша.
- Когда я познакомился с Давыдом, ему уже было пять лет. Передо мной тогда стоял, я считаю, взрослый человек со сформировавшимся характером. И он стал называть меня отцом. Признаюсь, меня это подкупило. Он очень добрый, коммуникабельный. Всегда помогает окружающим. Но ведь мир не всегда такой. И порой нужно снимать с детей розовые очки. Поэтому мы следим за событиями в мире и рассуждаем, как правильней бы можно было поступить в той или иной ситуации, - говорит Дмитрий Мамонов, отец Давыда.
Поначалу Долгора переживала, будет ли старший сын ревновать ее к младшим, как он вообще себя поведет.
- Он очень любит младших, защищает всегда. Даже когда я хочу их наказать, Давыд заступается и говорит: «Я сам за них все сделаю». Младшего Мишу очень балует. Носит на руках, целует, на карманные деньги всегда старается купить ему сладости, – рассказывает мама.
Мама, я уезжаю!
Но, несмотря на привязанность к семье, Давыд понимал, что ему нужно развиваться и к чему-то стремиться. Учась в четвертом классе, он увидел по телевизору объявление о наборе в Оренбургское президентское кадетское училище. Загоревшись желанием, он стал упрашивать родителей подать туда документы.
- Мы, конечно, подали документы, раз этого хотел сын. Но я думала, что он не поступит. А он поступил. Пришлось везти, - вспоминает сейчас с улыбкой Долгора. – Он отучился там с 5 по 8 класс. Ему все поначалу нравилось, но потом заскучал по дому и вернулся. Стоит отметить, там очень хорошая база. Он подтянулся по всем предметам.
Учителя из кадетского училища до сих пор помнят маленького Давыда.
- Давыд у нас хорошо учился, хотя программа довольно сложная. К нам кадеты приходят в том возрасте, когда формируется основа личности. Если в этот период детства и юности заложить правильные нравственные основы, грязь не прилипнет никогда, - говорит Наталья Вишнякова, классная руководительница Давыда в Оренбургском президентском кадетском училище.
На тренировках делали домашнее задание
По возвращении в Улан-Удэ Давыду стало скучно заниматься просто учебой, и он решил записаться в секцию по самбо.
- В войсковой части № 65262 командир разрешил проводить тренировки по самбо внутри части. Детей мы тренируем бесплатно, чтобы они не шатались по улицам. В первый же день пришел Давыд. Вскоре мы начали ездить с ним по соревнованиям городским и республики. В 2016 году он выиграл у нас республику и был отобран на СФО. К сожалению, призового места не занял, но выступил хорошо, – рассказывает о нем Сергей Доржитаров, тренер по самбо, двукратный чемпион мира, чемпион Европы.
По словам учителя, Давыд всегда старается быть полезным.
- Бывает так, что я опаздываю на тренировки. Тогда Давыд сам проводит разминку и присматривает за детьми. На тренировках я прошу детей приносить дневники. Здесь же мы проверяем домашние задания. Знаете, у нас есть одна традиция. Есть такой ежемесячный кубок, который вручают на месяц только тем, кто проявил себя и в спорте, и в школе. Если в течение трех месяцев ученик лидировал, то кубок остается у него навсегда, - рассказывает Сергей.
Как оказалось, тренер нисколько не удивлен тому, как повел себя школьник во время ЧП.
- Мы во всех детях воспитываем характер, чтобы они защищали друг друга. Я от своих детей ожидаю храбрости и стойкости духа.
Помимо учебы и тренировок по самбо, Давыд состоит и в сборной школы по баскетболу, футболу, участвует в КВН. Сам же одиннадцатиклассник считает, что ничего необычного он не совершил.
- Я не считаю это подвигом. Просто сделал то, что, думаю, сделал бы каждый на моем месте. Ведь помогал пострадавшим не только я, но и другие люди, - скромно отвечает Давыд.
Несмотря на случившееся, Долгора и Дмитрий не хотят забирать своих детей из скандальной школы.
- Здесь работают настоящие профессионалы своего дела, учителя от бога. Это классный руководитель Давыда Ануфриева Людмила Георгиевна, Покровская Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка, Сурикова Наталья Сергеевна, классный руководитель Вани. В этой школе учится в четвертом классе и наш второй сын. Младший тоже пойдет в эту школу, пока он в садике. Мы благодарны всем учителям. Я понимаю, какой стресс они сейчас испытывают, но они, действительно, стойко переживают все, – говорит мама юного героя.
Все мысли Давыда сейчас о поступлении в Южный федеральный университет в городе Ростове-на-Дону. Там он хочет изучать зарубежное регионоведение в военном учебном центре.
Скромные родители не стремятся кого-то поучать и давать советы по воспитанию детей.
- К родителям в нашей семье принято обращаться на «вы». У каждого из детей есть свои обязанности, которые они беспрекословно выполняют. Все знают, что пока все не сделаешь, гулять не пойдешь. Домашние хлопоты – стирка, уборка – не считаются чем-то зазорным. Мамина работа – варить. Задача папы - зарабатывать деньги. Вот, пожалуй, и все, что мы можем рассказать, - просто объясняет секреты воспитания в их семье Дмитрий Мамонов.