Авто
7017

Пока не подорожало

Жители Бурятии начали спешно скупать автомобили из-за изменения формы утильсбора

Фото автора, из личного архива А. Самофалова

Новости о возможном пересмотре утилизационного сбора заставили жителей Бурятии активнее покупать автомобили с мощными двигателями. Грядущие изменения, по оценке экспертов, могут серьёзно ударить по кошельку большинства автомобилистов.

Мощность под ударом

В середине сентября Министерство промышленности и торговли России предложило изменить формулу расчёта утилизационного сбора, включив в неё показатель мощности двигателя. Если первого ноября нововведение вступит в силу, автомобили с моторами свыше 160 лошадиных сил могут резко подорожать.

Эта инициатива сразу вызвала реакцию на рынке: дилеры в Бурятии зафиксировали всплеск покупательского интереса. Несмотря на то что общие продажи автомобилей по Бурятии в сентябре упали на 3 %, средняя цена покупаемого автомобиля выросла на 2 % — до 924 тысяч рублей.

Покупатели стали чаще выбирать более дорогие и мощные модели, опасаясь, что в скором времени они станут недосягаемыми по цене.

Чтобы проверить, так ли это на самом деле, мы решили взять комментарий у аналитика автомобильного портала «Дром» Игоря Олейникова.

— Люди, которые собирались купить такие автомобили раньше, наконец решились — и сделали это в экстремально короткие сроки. Но подобный «всплеск» краткосрочный. После введения новых ставок утильсбора спрос на все категории автомобилей может резко упасть, — отмечает Игорь.

Toyota и Subaru — в топе продаж

По данным региональных автодилеров и аналитического портала «Дром», пятёрка самых популярных моделей в Бурятии по-прежнему состоит из автомобилей Toyota — это Camry, Corolla Fielder, Corolla, Premio и Wish. Однако при этом внутри общего спроса заметен сдвиг: жители региона стали чаще выбирать более мощные и дорогие кроссоверы, такие как Toyota Harrier и RAV4, которые не входят в основную «пятёрку», но демонстрируют самый заметный рост продаж. Фактически интерес смещается от традиционных седанов к автомобилям с повышенной мощностью и проходимостью — именно их стараются купить «до подорожания».

В сентябре 2025 года в Бурятии зафиксирован рост продаж ряда популярных моделей по сравнению с августом. Так, Toyota Harrier покупали на 58 % чаще, чем месяцем ранее, при средней цене около 2 млн рублей и мощности двигателя до 280 лошадиных сил. Toyota RAV4 за тот же период подорожала примерно на 10 % и продавалась на 33 % активнее.

Рост интереса отмечен и к другим мощным моделям: Honda Stepwgn (+27 %), Subaru Levorg (+30 %), Subaru Legacy (прирост продаж — в 2,5 раза) и Nissan Teana, которая показала рекордный рост — в 2,7 раза по сравнению с августом.

Фактически жители региона начали инвестировать в мощность и надёжность, стараясь приобрести автомобиль до того, как новые ставки утильсбора сделают такие покупки значительно дороже. 

Почему Бурятия особенно уязвима

Бурятия остаётся одним из самых «возрастных» автомобильных регионов России.

По данным аналитического агентства «Автостат» на 2025 год:

  • средний возраст автомобилей — 21,3 года;
  • почти 89 % машин — старше 10 лет;
  • в автопарке региона насчитывается более 246 тысяч автомобилей, и подавляющее большинство — японские иномарки 1990–2000-х годов выпуска, давно снятые с производства или относительно свежие праворукие «беспробежки».

Именно такие автомобили теперь оказываются в зоне риска из-за возможных изменений в системе утилизационного сбора.

Напомним, утильсбор — это разовый платёж, который взимается при ввозе или производстве автомобиля и предназначен для последующей утилизации машины.

Сейчас физические лица платят по льготным ставкам: 3,4 тысячи рублей за новые автомобили младше трёх лет и 5,2 тысячи рублей — за более старые.

Для юридических лиц суммы несравнимо выше — от 667 тысяч рублей за легковой автомобиль с двигателем 1–2 литра до почти 1,9 млн рублей за машину с мотором объёмом 2–3 литра.

Теперь же Минпромторг предложил изменить принцип расчёта: с 1 ноября 2025 года утильсбор могут начать считать не по объёму двигателя, а по его мощности. Льготные ставки сохранятся только для машин до 160 лошадиных сил, а всё, что мощнее, будет облагаться по коммерческим тарифам.

В ведомстве поясняют, что это связано с «новыми тенденциями в развитии автомобильной промышленности и ростом доли мощных силовых установок».

Неудивительно, что проект постановления правительства собрал тысячи откликов: только на портале regulation.gov.ru количество отрицательных комментариев превысило 123 тысячи. Это один из самых обсуждаемых законопроектов последних лет — документ, который уже до принятия стал символом непонимания между властью и автовладельцами.

Вторичка говорит обратное

С рынком новых автомобилей все понятно, но есть и другая сторона — вторичный рынок. Наша редакция обратилась к директору станции технического обслуживания автомобилей в Улан-Удэ Антону Самофалову. Заявление о росте продаж мощных автомобилей в Бурятии он принял со скепсисом.

— Я бы не сказал, что народ кинулся покупать мощные машины. У меня на продаже стоят довольно популярные автомобили, которые пользуются спросом в нашем регионе, но по ним предложений мало, можно сказать, тишина. У нас вообще люди сейчас не особо покупают автомобили — рынок вялый. Всё завязано на экономии. Как бы ни хотелось, большинство всё равно выбирает маломощные, простые машины. 

Спрос уйдет к «кей-карам»

В Бурятии, где подавляющее большинство автомобилей — подержанные японские модели с двигателями мощностью от 150 до 250 л. с., такие изменения могут привести к росту цен на 10–25 %.

По мнению Антона Самофалова, Бурятия — чрезвычайно чувствительный регион, любое повышение налогов или сборов мгновенно отражается на поведении покупателей.

— Если утильсбор действительно пересчитают по мощности, привозные автомобили подорожают от 10 до 50 %. Тогда спрос окончательно уйдёт в сторону маленьких и экономичных машин — к так называемым «кей-карам», — выразил свое мнение Антон.

Фактически регион рискует стать одним из самых уязвимых в стране, ведь почти каждый второй автомобиль здесь потенциально попадёт под повышенные ставки.

Общественный резонанс и ожидания

Мы с Антоном Самофаловым возвращаемся к теме причин, по которым государство может пойти на изменение утильсбора.

— Мне кажется, всё это делается не для того, чтобы обновить автопарк или повысить безопасность, — говорит он. — Основная цель — «обелить» рынок, то есть перекрыть серые схемы ввоза автомобилей из Японии и сократить параллельный импорт.

По его словам, новые правила фактически направлены не столько против праворульных машин, сколько против самих механизмов их попадания в Россию.

— Государство пытается взять под контроль каждый ввоз, каждую продажу. Чтобы человек не мог просто заказать машину напрямую через частного перегонщика или купить «свежего японца» без участия официальных дилеров. В Бурятии таких «серых» машин большинство, и покупают их не потому, что хотят обойти закон, а потому что иначе просто не могут позволить себе автомобиль. Для нас это не серый рынок — это единственный реальный способ ездить, — сетует Антон.

Тревожный спрос и старые колёса

Сентябрьский всплеск продаж в Бурятии стал не признаком роста благосостояния, а реакцией на страх подорожания. Регион с одним из самых старых автопарков в России оказался перед дилеммой: обновлять автомобили невозможно, а содержать старые становится всё дороже.

Несмотря на обсуждения и рост цен, наш эксперт советует не поддаваться панике и не спешить с покупкой.

— Я бы не рекомендовал сейчас срываться и покупать. Ситуация нестабильная. Если закон в итоге не примут, а человек уже купил машину по завышенной цене — потом её просто не продаст. Это прямой минус для покупателя, — резюмирует Антон Самофалов.

Если государственные инициативы — утильсбор или налог на возраст машин — будут введены без параллельных мер поддержки, Бурятия рискует превратиться в регион, где автомобиль снова станет роскошью, а не средством передвижения.

Важно знать: утильсбор с 1 ноября не введут
Пока готовился этот материал, стало известно, что повышение утилизационного сбора, запланированное на 1 ноября 2025 года, перенесено. Решение приняли после критики со стороны Федеральной таможенной службы, которая заявила, что предложенные Минпромторгом расчёты невозможно корректно применять на практике.

ФТС указала, что отсутствует единая методика определения мощности двигателей, особенно для гибридов и электромобилей, что создаёт риск хаоса на таможнях.

В итоге Минпромторг решил отложить введение новых ставок минимум до 1 января 2026 года. Эксперты называют этот шаг «вынужденным, но разумным»: сегодня, по их словам, «утилизировать» автомобиль в России выходит дороже, чем произвести его заново.

Автор: Артем Алхунсаев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях