Мода и стиль
332

Назад в будущее

От джинсов с заниженной талией до проводных наушников: почему мода на прошлое возвращается и что за этим стоит?

Фото: pinterest.com

Кажется, что мода постоянно бежит вперед, но на самом мы делаем шаг назад. Мыльницы, архивные коллекции модных дизайнеров, виниловые пластинки снова в тренде. Ретро больше не принадлежит музеям и шкафам бабушек - оно стало стилем жизни. Но что заставляет нас вновь и вновь обращаться к прошлому, искать вдохновение в эпохах, которые казались закрытыми страницами истории?

Ностальгия как лекарство

В последние годы мир пережил череду потрясений: пандемия, экономические кризисы, геополитическая нестабильность. В такие периоды прошлое начинает казаться более стабильным и понятным. Психолог Светлана Алганаева отмечает, что ностальгия вызывает ощущение безопасности и комфорта, а также помогает справиться с кризисными ситуациями. Мир стал непредсказуемым, поэтому люди пытаются искать опору в прошлом, в его устойчивых символах и понятных ценностях.

- Важно отметить, что современный человек потребляет столько информации, сколько он не потреблял никогда за всю историю человечества. Некоторые исследователи отмечают, что к 20-летнему возрасту человек уже поглотил столько информации, сколько несколько десятилетий назад человек не поглощал за всю жизнь, - рассказала Светлана Алганаева.

Но, поскольку пропускная способность нашего мозга ограничена, он пытается защититься от непрерывного потока информации и найти более простые и понятные способы восприятия мира, какими и кажутся времена СССР, отмечает она.

Второй немаловажный момент заключается в том, что дети 90-х повзрослели и заняли руководящие позиции, в том числе и в маркетинговых отделах. А поскольку в молодости «и сахар слаще, и девушки красивее», то они тоже подогрели этот тренд своими воспоминаниями. 

- Но, если рассмотреть этот вопрос шире, я бы отдельно отметила коллективный бессознательный аспект общества в целом, где тяжёлый опыт 90-х все-таки так и не был до конца переработан, оценен, оплакан и встроен в опыт. Это одна из основных причин, почему такие продукты, как «Слово пацана. Кровь на асфальте», пользуются столь высокой популярностью. Люди через фильм проживают свой прошлый опыт, дают ему место, оценку, осознают, насколько им было тяжело, и проживают свои травмы. Но этот процесс в массовом поле занимает достаточно длительное время, если его не спускают сверху, - добавляет психолог.

«Каждому поколению нужны свои герои»

Парадоксально, но многие ретро-тренды возвращают не те, кто их застал, а те, кто видел их только в фильмах и сериалах.

- Мне кажется, что это не просто поиск стабильности, но и отсутствие внятных идейных ориентиров в современном культурном поле, - говорит Светлана Алганаева.

Это и есть те самые книги про дядю Стёпу, на которых росла молодёжь советского периода. Максимально понятный, близкий и идеализированный образ, аналога которому так и не создали. И, может быть, именно поэтому мы сегодня и пересматриваем фильм «Брат», пытаясь найти в нем своих героев - людей, в которых можем узнать себя.

Герой должен быть массовым, доступным и близким каждому по внутренним ценностям. Он должен попадать в нерв эпохи, но пока такого мэтча (совпадения. - Прим. автора), отмечает специалист, не случилось. 

- Почему мы каждый Новый год пересматриваем фильм «Ирония судьбы, или С легким паром»? Да, согласна, это традиция. Но, если посмотреть глубже, психика не хочет напрягаться от непредвиденных поворотов сюжета. Для нее это тоже своего рода нагрузка. Поэтому мы и пересматриваем старые фильмы: знакомый сюжет и минимум неожиданных поворотов, - делится психолог.

Так и с современной жизнью. Все меняется со стремительной скоростью, поэтому человек выбирает путь, где есть хоть какая-то ясность и стабильность.

- Конечно, это глубокие императивы нашего менталитета, которые формировались веками. Справедливость, коллективизм, приоритет будущего над настоящим, духовность выше материального, работоспособность и помощь людям, равенство, братство. Это безвременные ценности, которые, как никогда ранее в истории, нашли очень точное отражение в ценностях советского общества, - подчеркивает Алганаева.

Человек во все времена пытался построить идеальное общество. И с позиции пройденного времени СССР кажется именно таким обществом, где у всех были равные возможности, бесплатное доступное образование и медицина и много других плюсов.

Со слов эксперта, советский человек - это человек ясный, сильный духом, с внятными  моральными ориентирами. 

- Безусловно, тут присутствует идеализация, но с точки зрения истории вряд ли было подобное время, которое так уравнивало шансы большинства, - добавляет она.

«Ретро - это еще не антиквариат, но уже не современность»

Мы также спросили у психолога, как меняется восприятие ретро у разных поколений. Светлана Алганаева рассказала, что ретро - достаточно абстрактный и скорее художественный термин. Оно часто связано с личной ностальгией, поэтому для разных людей ретро может означать разные десятилетия.

 «Ретро - это еще не антиквариат, но уже не современность. Так, мы можем применять этот термин к моде, музыке, технике, фильмам и так далее. Восприятие ретро является сложным явлением и достаточно субъективным. Это больше про некий культурный код, который интересно пробовать, примерять и экспериментировать».  

Так почему же некоторые эпохи воспринимаются как «уютные» даже теми, кто в них не жил? На этот вопрос психолог ответила, что причиной может быть романтизация - процесс представления или восприятия чего-либо в идеализированном, утопическом виде.

- Я думаю, тут может быть причиной романтизированная призма, через которую зачастую смотрят на прошедшие периоды истории. Это может быть и своего рода бегство от реальности, в котором может быть неуютно, и тогда человек ищет смыслы где-то в другом месте, - подчеркивает Алганаева.

Социальные сети подливают масла в огонь: TikTok и Pinterest превращают прошлое в нескончаемую ленту вдохновения - от хипповых 60-х с их виниловыми пластинками и расклешенными джинсами до беззаботных нулевых с блестками, джинсами на бедрах и глянцевыми губами. Здесь время перестает течь линейно, а тренды живут сами по себе, отдельно от историй, в которых они родились.

Но если мода на прошлое кажется безобидным экспериментом со стилем, то психолог предупреждает: ностальгия - не всегда мягкое и уютное чувство. У нее есть и обратная сторона, о которой редко задумываются.

- Идеализация - это детский способ восприятия мира. А ностальгия - это тоже идеализация, только прошлого, и, соответственно, неудовлетворенность настоящим. Это, в свою очередь, мешает адаптации в настоящем мире. Я бы задала такой вопрос: почему тебе неуютно в настоящем и безопаснее в условном прошлом? Порефлексировать на эту тему и постараться понять себя получше, а затем помочь себе бережно и очень аккуратно, - заключила Светлана Алганаева.

Мода движется по кругу

Мода - это не только эмоции, но еще и циклы, тренды и поиск вдохновения. О том, почему индустрия так часто обращается к прошлому, рассказывает стилист и модный инфлюенсер Эржена Андреева:

- Мода действительно циклична, а тренды возвращаются примерно каждые 20–30 лет. Но это не просто повторение старого, а скорее переосмысление. Тренды возвращаются, потому что они помогают обществу выразить себя в новых условиях. Мода также затрагивает события, происходящие в мире.

Меняется мир - меняется мода. Прошлые десятилетия задавали более чёткие стилистические рамки и социальные нормы. Тогда все смотрели на модные дома, дизайнеров и глянец. Было много правил.

Сейчас тренды задают люди: модные инфлюенсеры, звезды, социальные площадки. Индивидуальность, удобство и самовыражение стали важнее. Смешение разных стилей теперь норма. Мода больше не указывает, как надо, она предлагает, как можно.

Наиболее «перерождающиеся» эпохи - это те, которые объединяют визуал, ностальгию и адаптируемость.

  1. 1970-е (бохо, хиппи и диско) - про свободу и самовыражение. Это также про универсальность силуэтов: свободные платья, этнические мотивы, клеш. Бохо-стиль особенно популярен каждые лето и осень.
  2. 1990-е (минимализм, гранж) - про простоту, честность и уличность. Цепляет своим удобством и универсальностью: джинсы, худи, кожанки мы носим каждый день. Эта эпоха вдохновляет своей «анти-модностью».
  3. 2000-е (Y2K) - это больше про ностальгию у миллениалов, яркие и эклектичные образы с блестками, мини-юбками и милыми топами.

Одно платье - два взгляда

Для кого-то - стильная картинка из Pinterest, для других - воспоминания о молодости. Разница в восприятии иногда колоссальна.

- Разница между тем, как молодёжь и старшее поколение воспринимают одну и ту же ретро-эстетику, часто очень заметна.  Молодёжь воспринимает ретро-эстетику как визуальный и стилистический прием, а старшее поколение - как часть своей жизни и памяти. Одни ищут вдохновение, а другие узнают себя и время, которое ушло, - подчеркивает стилист.

Разговор о моде на прошлое неизбежно приводит к вопросу о взаимопонимании между поколениями. Ведь, возможно, возвращение старых трендов - это своеобразный мост между молодыми и теми, кто помнит эти вещи из своей молодости. Как отметила Эржена Андреева, молодежь обращается к стилю старших как к культурному наследию, берёт форму - силуэт, ткань, аксессуары - и наполняет её новым содержанием. А старшее поколение видит в этом зеркальное отражение прошлого и новые смыслы.

 «Возвращение новых форм - это про ностальгию, интерес к прошлому и переосмысление ценностей ушедших эпох». 

Что в итоге? Мода на прошлое - это не просто игра с архивами. В ней сплетаются воспоминания, культурное наследие и стремление к самовыражению. Для кого-то это теплое возвращение в молодость, для кого-то - свежий источник вдохновения. В любом случае ретро остается живым диалогом между эпохами, который объединяет нас всех, даже если каждый видит в нем что-то свое.

Автор: Етабаева Арьяна

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях