дети
412

«Думал, что, сделав операции, стану счастливее»

Почему ваш ребенок может ненавидеть свое тело – и вы об этом не знаете

Фото: freepik.com.

Расстройства пищевого поведения и дисморфофобия - не просто модные слова, а реальные психические расстройства, с которыми сталкивается все больше молодых людей. Но взрослые часто не замечают проблему или не воспринимают её всерьёз. Редакция «ИП» расскажет истории людей, которые столкнулись с этим, а также мы узнаем мнение психолога.

Вообще, бытует мнение, что комплексы по поводу своего внешнего вида есть только у девушек.

- Открою тайну: парни тоже часто недовольны своей внешностью, однако чаще всего они держат это в себе, – рассказывает 22-летний Виктор.

Комплексы у молодого человека появились еще в начальной школе: «Я был чуть пухлее по сравнению со своими одноклассниками. Не то чтобы меня кто-то обижал, скорее, это было внутреннее чувство, которое не покидало меня. Я всегда стеснялся своего лица: слишком большой нос, узкие глаза, кривые зубы». В подростковом возрасте к этому «комбо» добавились прыщи. Как рассказывает Виктор, он старался вообще не фотографироваться, да и сейчас не особо любит это дело. 

- Со временем эта неприязнь к себе только росла. Я всерьез стал задумываться о ринопластике и блефаропластике. Родители, конечно, ничего не знали, да и мне было как-то стыдно говорить о своих комплексах, ведь я же мужчина. Я думал, если сделаю операции, это решит все мои проблемы и я вмиг стану счастливее. Сейчас делать операции я передумал, однако все равно исправил некоторые «дефекты» во внешности: относил брекеты, вылечил кожу, хожу в зал, – подчеркивает парень. 

«При РПП сильно искажается восприятие своего тела»

Алина страдает от расстройства пищевого поведения с 9 лет, однако именно диагноз психиатр поставил в 18 лет, когда она сама обратилась к нему. В подростковые годы девушка стала голодать. При росте около 167–168 сантиметров ее вес был 48–50 кг. Тем не менее ей казалось, что она толстая, что у нее большие щеки, толстые руки и ноги.

- При РПП сильно искажается восприятие своего тела, поэтому многие, даже похудев, продолжают сбрасывать вес, доходя до опасной границы. Я ела на 500 калорий в день, каждый день бегала и делала упражнения по видео из интернета. Как мне тогда хватало сил – остается загадкой. Но иногда сил все же не хватало, я пару раз падала в обморок, – рассказывает наша героиня.

По словам девушки, она похудела, но потом быстро набрала килограммы. Затем начала изучать вопрос, как эффективнее похудеть, и узнала, что нет смысла сидеть на огромном дефиците калорий. Девушка начала есть на 1200 калорий, что все равно было мало для растущего организма и человека, у которого была каждодневная большая физическая активность.

- Потом я бросила считать калории и так активно заниматься спортом, начала есть то, что хочу. Мне казалось, что я вошла в ремиссию, но, к сожалению, мало кто полностью входит в ремиссию. Достаточно одного комментария типа «у тебя такие щечки» или «что-то ты поправилась» – и ты уже начинаешь загоняться, – отметила девушка.

Еще одна темная сторона расстройства пищевого поведения – это компульсивные переедания и булимия:

- Поступив в другой город, я стала заедать стресс. Мой рацион состоял только из фаст-фуда, чипсов, газировок, шоколадок и другой вредной еды. Конечно же, при таком питании я набрала вес. Вдобавок к этому у меня сильно испортилась кожа. Я стала просто ненавидеть свое отражение в зеркале, но отказаться от вкусной еды не могла, поэтому после каждого приема пищи стала вызывать рвоту. Сейчас я уже год как не вызываю рвоту, но чувство вины после съеденного бургера или чипсов все еще есть.

Расстройство пищевого поведения – это замкнутый круг. Как рассказывает Алина, сейчас она, наоборот, стала одержима здоровым питанием, постоянно думает, что съесть, чтобы это было правильно: «Головой я понимаю, что это рецидив РПП, но ничего с этим поделать не могу. Это сказывается и на качестве жизни: я почти перестала ходить с подругами в кафе или еще куда-то, потому что боюсь, что не смогу найти «подходящую» еду для себя. Этот тип РПП называется орторексией». 

- Мне хочется верить, что однажды я смогу спокойно смотреть на своё отражение и не искать в нём изъяны, что еда перестанет быть источником тревоги. И, возможно, если бы об этом чаще говорили вслух, если бы родители, учителя, взрослые в целом понимали, что это реальная проблема, многим было бы легче, – говорит Алина.

Психолог объясняет, как распознать симптомы и помочь

Мы взяли комментарий у Виктории Дубановой, медицинского психолога высшей квалификационной категории отделения медико-психологической помощи ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер».

- Расстройство пищевого поведения (РПП) – это патологическое состояние, при котором человек либо переедает (булимия) и, чтобы избавиться от «лишнего веса», вызывает рвоту сразу после еды или злоупотребляет слабительными средствами, либо сильно ограничивает себя в еде (анорексия).

Дисморфофобия характеризуется излишней озабоченностью своим внешним видом, воображаемым дефектом во внешности, который не заметен или едва заметен другим людям, и характерна практически для всех людей в подростковом возрасте. Она отличается тем, что имеет реальную основу, например, у подростков в период интенсивного роста фигура может быть нескладной, непропорциональной, наблюдаются колебания массы тела, угревая сыпь и прочие подростковые изменения, которые могут отягощать психологическое состояние ребенка.

- Первые признаки дисморфофобии могут проявляться в 12–13 лет. Отсутствие поддержки и терапии может привести к опасным попыткам улучшения внешности, таким как болезненное увлечение медицинскими процедурами, прием медикаментов, хирургические вмешательства. Большую опасность представляют самостоятельные попытки вмешательств, например спиливание зубов, растирание кожи наждачной бумагой, попытки приклеивания ушей, носа, самостоятельная липосакция, – рассказала психолог.

Такие действия усугубляют состояние, развивается депрессия, пациент может наносить себе повреждения, в запущенных случаях возможны и попытки суицида, развивается психотическое состояние, требующее немедленной психофармакотерапии и, зачастую, госпитализации в психиатрический стационар.

Считается, что причиной таких расстройств, как РПП и дисморфофобия, может быть ряд факторов, включая генетические, психические и физиологические особенности, а также влияние общества (дисбаланс в работе серотонинергической системы мозга, наличие в семье родственников с аналогичным диагнозом, навязчивые мысли, поведение, буллинг и травля в школе, семье, других социальных группах, перфекционизм, наличие реальных незначительных недостатков во внешности в прошлом, социокультурные факторы (нереалистично завышенные стандарты).

Заподозрить расстройство исходя из веса, физической формы, возраста или пола человека не всегда возможно: от этой патологии могут страдать стройные и внешне совершенно здоровые мужчины, женщины и даже дети. 

– Для самостоятельной диагностики таких расстройств существуют опросники и тесты. Если человек прошёл такой тест и понял, что у него, возможно, есть проблемы с подобными расстройствами, нужно как можно скорее обратиться к врачу. Врач-психотерапевт может назначить медикаментозное лечение, а также предложить, например, когнитивно-поведенческую психотерапию, которая успешно зарекомендовала себя в практике преодоления подобных расстройств, – отметила Дубанова.

Родители и взрослые должны понять, что расстройство пищевого поведения и дисморфофобия – это не просто подростковые капризы или желание привлечь внимание. Это серьезные психические состояния, которые требуют понимания и поддержки со стороны близких и общества. Очень важно научиться замечать первые тревожные сигналы и не игнорировать их, ведь вовремя оказанная помощь может спасти жизнь.

Автор: Етабаева Арьяна

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях