Её голос девятилетняя Арюна услышала в самый страшный момент своей жизни, когда дом, где она находилась с младшей сестрой, охватило пламя. Именно голос диспетчера старшего сержанта МЧС России Валерии Сидоровой стал якорем спокойствия, инструкцией к спасению и мостом к жизни. Сегодня мы поговорим с Валерией о профессии, в которой каждое слово может стать решающим.
«Я просто не могла остаться в стороне»
— Валерия, расскажите, пожалуйста, где вы родились и как пришли в профессию.
— Я родилась и выросла в Улан-Удэ. Училась здесь же, во ВСГУТУ, на кафедре защиты в чрезвычайных ситуациях — она как раз только открылась, и мне было интересно попробовать себя в этом. В детстве мечты о МЧС России не было, но всегда была активная жизненная позиция — хотелось помогать, не оставаться в стороне. Уже в старших классах пришло понимание: это моё.
— А что повлияло на выбор профессии?
— Скорее, сам процесс учёбы вдохновил. Мы участвовали в студенческом спасательном отряде, ездили на соревнования, тренировались оказывать первую помощь. Были даже пожарные эстафеты. Это было и захватывающе, и по-настоящему полезно.
— Вы начали работать диспетчером сразу после университета?
— Сначала была пауза в два года. Потом пришла в пожарную часть, начала с должности диспетчера. Позже — центральный пункт пожарной связи, там работаю и сейчас.
— Что самое сложное в вашей работе?
— Многозадачность и стресс. Очень важно в критический момент не поддаться панике. У нас могут одновременно быть несколько вызовов — пожар, ДТП. И при этом ты должен держать всю информацию в голове, быстро принимать решения.
— А вы сами считаете себя эмоциональным человеком?
— В жизни — да, но работа научила переключаться. Когда поступает вызов, нет времени на эмоции. Ты обязан быть хладнокровным. Хотя внутри, конечно, всё переживаешь.
«Её голос дрожал, но она держалась»
7 марта в СНТ Октябрьского района Улан-Удэ загорелся частный двухэтажный дом. Внутри находились две девочки — 9-летняя Арюна и её 3-летняя сестра. Пока родители были в отъезде, Арюна заметила свет в окне и, поняв, что начался пожар, позвонила на номер 112.
Диспетчер Валерия Сидорова вела с ней диалог, стараясь успокоить и получить максимум информации. Девочка действовала чётко: открыла окно, перелезла через него и помогла выбраться младшей сестре. Обе спрятались в гараже у соседа. К моменту прибытия пожарных дом уже был полностью охвачен огнём.
— Вернёмся к истории, которая тронула всю республику: когда вы помогли девочке выбраться из горящего дома. Как это произошло?
— Сначала поступило сообщение о возгорании. Потом нам с коллегой сообщили: «На линии девочка, она в доме, соединяем». Конечно, мы испугались — дети в огне… Но потом всё внутри переключилось: нужно понять, где они, что происходит, как помочь.
— Вы общались с Арюной напрямую?
— Да. Я задавала ей наводящие вопросы: «Где ты находишься? Что рядом? Есть ли окно, можно ли выйти? Есть ли задымление?» Старалась представить планировку. Нужно было понять, возможен ли выход — через дверь, через окно. Пожар был наверху, дым уже спускался вниз — времени почти не было.
— Она вас слушала?
— Голос у неё дрожал, но она молодец — поняла, что надо делать. Я напоминала ей, что с ней рядом сестрёнка и она должна быть сильной. В итоге они открыли окно и выбрались.
— А когда вы поняли, что всё хорошо?
— Когда в трубке услышали голос мамы Арюны: «Мы в машине, всё в порядке». Тогда мы просто выдохнули. Груз с плеч.
«Главное — не пропускать боль через себя»
— Можно ли вообще быть готовым к таким ситуациям?
— В университете нас учили не пропускать каждую беду через себя. Если будешь проживать каждую трагедию — быстро выгоришь. Но при этом важно уметь сочувствовать и сопереживать.
— А ваша дочь знает, чем вы занимаетесь?
— Да. Мы обсуждаем разные ситуации: «А если так случится, что будешь делать?» Такие разговоры нужны. И родителям, и детям. Чем раньше ребёнок начнёт понимать, как вести себя в опасности, тем больше у него шансов.
— В случае с Арюной — девочка знала, куда звонить…
— Да, и это удивительно. Потому что взрослые иногда теряются, а здесь — ребёнок, девять лет, чётко набрала 112. Это значит, что с ней раньше говорили, учили.
— А с Арюной вы встречались потом?
— Нет. Мы только разговаривали по телефону. Конечно, хотела бы её увидеть и сказать, какая она молодец. В той ситуации она проявила настоящее мужество.
«Эта работа требует больше сердца, чем кажется»
— Как бы вы описали хорошего диспетчера?
— Стрессоустойчивость, внимание, способность действовать в условиях давления и быстро анализировать. И — сердце. Без этого никак. Нужно искренне хотеть помочь.
— Что бы вы посоветовали родителям?
— Беседовать с детьми. С раннего возраста. Учить, как вести себя в ЧС. И самим быть готовыми. Если взрослый теряется, ребёнку тем более тяжело. Простые разговоры могут спасти жизни.
— А как насчёт будущего? Есть ли у вас профессиональные мечты?
— Я на своём месте. Работаю с удовольствием. Да, хочется расти, развиваться, быть полезной. Но главное — оставаться человеком, на которого можно положиться.