Улица Соборная — одно из самых живописных мест в Улан-Удэ. Ее можно смело назвать сердцем города, поскольку ее история уходит корнями в конец XVII века. Когда-то на берегах реки Уды находился острог на горе Батарейной, а посад раскинулся на луговом пространстве, где Селенга встречалась с Удой. Эта улица считается первой в городе, ее протяженность 400 метров. Об ее историческом развитии «Информ Полису» рассказала аттестованный гид при Министерстве туризма Бурятии Анастасия Мостипан.
Почтамтская, Первомайская и Линховоина
Фотографии начала XX века
Улица стала известна как Соборная в XVII–XVIII веках, когда находилась между двумя деревянными церквями — Спасской, построенной в 1696 году, и Богородице-Владимирской, она была кладбищенская. К сожалению, эти церкви не уцелели: Спасская церковь сгорела. А рядом с местом, где находилась Богородице-Владимирская, в 1741 году началось строительство Одигитриевского кафедрального собора.
— Одигитриевский собор стал главной доминантой в планировке города, а Соборная улица была главной в городе, как раз до начала строительства Одигитриевского собора. Жили на ней в основном чиновники, богатые мещане, купцы. На рубеже XVII и XVIII веков в посаде проживало всего шесть семей, но уже к 30-м годам XVIII века количество домов возросло до 116. В подгорной части города располагались важные общественные здания: провиантские магазины, присутственные места, казармы, винные амбары, торговые лавки, частные дома и церкви, — рассказала гид.
В 1822 году улица значится как 2-я Поперечная-Соборная. На ней располагались 27 обывательских домов. А на плане города за 1900 год улица носит название Почтамтской, по всей видимости, потому что тогда там была размещена почтовая экспедиция. Однако в это время применялось и старое название улицы — Соборная. Тогда здесь насчитывался 21 дом.
— Пожары в Верхнеудинске случались часто. 10 июня 1878 года колокол Одигитриевского собора известил о самом крупном пожаре за всю историю города. Огонь уничтожил почти все постройки Почтамтской улицы. Верхнеудинцы в течение двух лет восстанавливали свои дома и надворные строения. Поэтому на Соборной улице сейчас постройки в основном с конца ХIХ века, — отмечает Анастасия Мостипан.
В 1924 году все улицы переименовывались по требованию Советского правительства. Почтамтская улица была одной из центральных в городе, отсюда начинались демонстрации рабочих и служащих. Вскоре ее переименовали в Первомайскую. В начале 80-х годов ХХ века улица обрела новое имя в честь народного артиста СССР Лхасарана Лодоновича Линховоина.
Богатые дома купцов
До наших дней на этой улице сохранилось 15 домов дореволюционной постройки, принятых на государственную охрану. Дом, который сейчас значится по адресу Соборная, 1, в конце ХIХ века принадлежал наследникам канцеляриста Иакинфа Лавошникова, с начала ХХ века одноэтажный дом принадлежал мещанину Лобыцыну, а потом мещанке Лобыцыной Вассе Ивановне, в 1905 году здесь помещался зубоврачебный кабинет Д. А. Шпильберг.
В усадьбе Дмитрия Пахолкова находились два дома (дома № 3а, 3б). Деревянный одноэтажный дом № 3б частично сгорел летом 2023 года и пока не отремонтирован.
— Дома № 1, 3а и 3б по концессии взял бизнесмен Лев Бардамов, из-за пандемии и спецоперации временно приостановил деятельность, он собирается создавать в прогулочной зоне туристические объекты. А именно — гостевой дом, заведение общественного питания и анимационную площадку для детей на уличной и придомовой территории. Проектирование объектов запланировано на 2024 и 2025 годы, а дальнейшее их строительство — это еще два-три года, — поделилась Анастасия Мостипан.
В конце ХIХ века в усадьбе купчихи Черных (дома № 7а, 7б) расположились два дома: главный дом и флигель. Главный дом служил жильем для хозяина, а через ворота строился флигель, который использовался для других членов семьи либо служил торговой лавкой или сдавался внаем. С 1903 по 1913 год в усадьбе жили наследники купчихи Прасковьи Черных и мещанки Екатерины Шангиной. А после них 4 года в главном доме проживал купец первой гильдии Иннокентий Загузин.
— Это уникальный дом в городе с изображением человеческих лиц на наличниках. Их называют «маскароны» — они представлены мужскими образами, причем все они разные. По легенде, это изображения артельщиков, которые построили этот дом и украсили его оригинальной резьбой. В камне и гипсе маскароны встречаются часто, а вот в деревянной резьбе — очень редко. Ныне здесь, в главном доме, живут люди, — поделилась гид.
В те времена Верхнеудинск находился на Великом чайном пути, поэтому флигели пользовались большим спросом среди купцов, приезжавших на Верхнеудинскую ярмарку. Отличительной особенностью флигеля этого дома является вход. Он располагается с улицы, а вход в усадьбу защищают богатые ворота, которые и ныне не дают ветру и непрошенным гостям «проникнуть» в дом. С 2016 года в этом здании размещается отдел развития туризма комитета экономического развития и туризма администрации Улан-Удэ. Во внутреннем дворе можно увидеть брандмауэр, который до сих пор служит защитой усадьбы от пожаров, — это стена, выводимая поперек дома и выше крыши, из камня или кирпича.
Дом и амбар усадьбы мещанина Николая Бутырина (дом № 9а, 9в) отличаются своим богатым ажурным декором. Судя по расположению входной группы, в доме была торговая лавка, сегодня здесь врачебно-косметологическая клиника. На проезжей части улицы Соборной есть двухэтажные деревянные здания усадьбы того же Николая Бутырина (дома № 12а, 12 б). Сейчас в одном из них находится музей СССР, который открылся в прошлом году.
Деревянный одноэтажный бревенчатый дом (8а) — это образец жилой исторической застройки в усадьбе купчихи Авдотьи Скрыльниковой. В наше время при ремонте здание полностью восстановили, включая замену венцов, которые нашли в разобранных купеческих домах Бичурского и Тарбагатайского районов. Сейчас здесь неработающая «Ресторация Авдотьи Скрыльниковой», но владелец сдает ее в аренду: например, в 2025 году в новогодние праздники в этом доме был «Дом Бабы-яги», арендатором выступил комитет по культуре администрации Улан-Удэ.
Каменный двухэтажный дом и флигель здания по адресу Соборная, 4, считается одним из первых каменных жилых домов Верхнеудинска. Сначала постройка принадлежала купцу Ивану Пахолкову. В начале ХIХ века казна выкупила дом для размещения почтовой экспедиции. Большинство местных жителей знают это здание как усадьбу почетного гражданина Петра Фролова, потому что в конце ХIХ века он принадлежал именно Фролову. В то время этот дом был самым богатым на этой улице. Позже в доме в разные годы (с 1920-го) размещались Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности (ВЧК), Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) и НКВД Бурят-Монгольской АССР. В 2007 году у дома Фролова установили памятник жертвам политических репрессий, но в конце 2015-го в связи с реконструкцией улицы памятник перенесли на соседнюю Коммунистическую.
Лама-целитель
В ХIХ веке в усадьбе (дом № 10а) располагались одноэтажный деревянный флигель на каменном фундаменте, торговая лавочка, сеновал, баня, каменный подвал с амбаром. В 1892 году хозяином усадьбы был купец Иннокентий Загузин. Здесь уже располагались дом, два флигеля, завозня, амбар. В начале ХХ века постройки усадьбы оценивались в 11 500 рублей. На наши деньги это 14 746 335 рублей. Позже в этом здании находилось Жандармское управление.
— На фасаде здания имеется памятная доска, она посвящена Александру Бадмаеву, человеку, который доказал состоятельность врачебной науки Тибета на практике. Настоящее его имя Цультим. Этот петербургский ученый и врач родился в Забайкалье, в Агинской степи. Цультима в возрасте шести лет отобрали для обучения тибетской медицине в Агинском дацане. Его назначили старшим эмчи-ламой, то есть ламой-целителем Агинского дацана. В 1854 году в Забайкалье началась эпидемия тифа, и он за 20 дней остановил распространение болезни. Слава о Бадмаеве дошла до столицы Российской империи, и в 1857 году его пригласили в Петербург, — рассказывает Анастасия.
В столице старшего ламу Агинского дацана Цультима Бадмаева ждали непростые испытания: методы его лечения подлежали самой строгой и тщательной проверке. Но ему разрешили лечить больных в военном госпитале. Причем к его работе применили крайне жесткие требования.
«По высочайшему повелению Медицинский департамент Военного министерства 3 октября 1860 года за № 10182 предлагает Бадмаеву лечить больных, одержимых бугорчаткой во всех степенях развития, и испытывать свои средства над больными, одержимыми раком, в 1-м военно-сухопутном госпитале под наблюдением врачей (бугорчатка, то есть туберкулез, до XX века была практически неизлечима. — Прим. автора). Если эмчи-лама Бадмаев не докажет на практике, что его лечение приносит пользу, то правительство затруднится разрешить ему медицинскую практику даже в его стране».
Он не пал духом, взялся за лечение больных, и оно пошло настолько успешно, что уже через год его наградили чином с правом носить мундир военных врачей и пользоваться привилегиями новой должности. Позже ему разрешили открыть аптеку тибетской медицины.
— Цультим принимает православие с именем Александр и отчеством Александрович в честь правящего императора Александра II. Лама Бадмаев блестяще доказал состоятельность врачебной науки Тибета на практике, всю эту работу перенял его брат Петр Бадмаев, который лечил царскую семью, осуществил перевод тибетского медицинского трактата «Чжуд-Ши» и за 37 лет своей деятельности принял свыше полумиллиона пациентов, — отмечает гид.
Сейчас в Бурятии ведутся крупномасштабные научные исследования в области тибетской медицины, результатом которых стала доказанная эффективность методов диагностики и лечения. В 1990 году на первом этаже этого здания открыла свои двери поликлиника Центра восточной медицины, которая работает по сегодняшний день.
В декабре 2016 года улице вернули историческое название — Соборная, после завершения полной реконструкции этой части она получила статус пешеходной. Летом она выглядит особенно красиво, молодожены и не только проводят здесь фотосессии.