В столице Бурятии немало запоминающихся исторических и архитектурных объектов. Один из них – «Дом с атлантами», который является украшением центра города. Он был построен в 1907 году верхнеудинским купцом Нафтолием Капельманом. Сегодня «Дом с атлантами» – визитка центра Улан-Удэ.
В центре бурятской столицы, на улице Ленина, возвышается здание, которое невозможно не заметить, - «Дом с атлантами». Эта архитектурная жемчужина появилась в 1907 году благодаря Нафтолию Капельману - купцу, меценату и настоящему сибирскому предпринимателю.
Это здание - не только история города, но и история потребительской кооперации Бурятии. Уже сто одиннадцать лет здание принадлежит Буркоопсоюзу – старейшей торговой организации республики, здесь размещены его офис, магазины. Сегодня потребительская кооперация представляет собой многоотраслевую структуру, которая включает торговые, производственные, заготовительные организации, предприятия общественного питания и сферы услуг, образование и туризм.
Свидетельство купеческой эпохи
Капельман построил не просто особняк - это было заявление. Фасад украшен шестью фигурами атлантов, массивным парапетом с датами строительства и изысканными балконами. Дом стал визитной карточкой города и гордостью владельца.
Здание было возведено в кратчайшие сроки: всего за четыре месяца. Судя по всему, сам Капельман был очень рад этому факту, поэтому на фасаде красуется надпись: «2 iюня 1907 г. - 5 октяб».
Капельманы не были переселенцами - они были «природными сибиряками». Их отец, Лейба, получил разрешение жить за чертой оседлости, а сыновья воспользовались этим шансом. Уже в начале XX века братья Нафтолий и Наум владели доходными домами, мельницей, лесопилкой и торговыми складами.
Их завод «Успех» на берегу Уды снабжал город мукой и стройматериалами. Они строили жильё для рабочих, озеленяли набережную, развивали городскую инфраструктуру.
Капельман и благоустройство города
Капельманы заключили контракт с городом на постройку мукомольного и лесопильного завода. Проект вызвал бурю протестов у церковных властей: здание располагалось неподалеку от собора. Однако городская управа поддержала купцов и смогла убедить военного губернатора в перспективности будущего предприятия. Завод работал, освещал улицы, производил тысячи тонн продукции, участвовал в выставках и получил серебряную медаль на первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставке в Омске в 1911 году.
Капельман предпринял серьезные шаги по благоустройству города. В частности, начал добычу камня для строительства дамбы на берегу Уды. За четыре года не только насыпают дамбу из камня, но и выписывают из Самары около 1000 деревьев для озеленения набережной Уды, строят жилье для рабочих.
Лесопильный завод реализовывал различные пиленые материалы для железной дороги, а также для нужд городского хозяйства. До железнодорожной станции и речной пристани лесоматериалы доставлялись на лошадях. Заготовка леса производилась в Верхнеудинском и Илькинском лесничествах, на расстоянии от трех до восьми верст, а в весьма редких случаях - на расстоянии десяти верст, и то лишь когда требовались высокие сорта сырья.
Через много лет, пройдя сложный путь развития, лесопилка с двадцатью рабочими превратилась в Бурятский мебельно-деревообрабатывающий комбинат.
Первые кондитерские и немое кино
В начале первого десятилетия ХХ века Нафтолий Леонтьевич Капельман построил каменный двухэтажный дом с атлантами, с лицевым фасадом на главную улицу. Ранее это место принадлежало купцу Петру Федоровичу Мишарину. Здесь стояли деревянный двухэтажный дом на каменном фундаменте и надворные постройки.
Хозяин дома завез все необходимое заранее - кирпич, колонны, отделочные материалы и даже изразцовый кафель для облицовки печей и камина; кузнец ковал решетку на лестницу второго этажа.
Дом с атлантами с самого начала задумывался как многофункциональный: на первом этаже - магазины, кофейня, кинотеатр, кабинет зубного врача. На втором - квартиры семьи Капельман.
Здесь открывали первые кондитерские и показывали немое кино в «Иллюзионе».
Кроме сроков строительства купец гордился и необыкновенным видом своего дома: шесть фигур атлантов на фасаде мог позволить себе не каждый. Здание привлекает цветовым сочетанием (краснокирпичные стены и скульптуры «атлантов» с профилированными деталями из камня). Акцентировано по центру башенкой в виде граненого купола, крыша выполнена как вальмовая кровля, характерная для дореволюционного времени.
Судьба семьи - от Сибири до Израиля
После революции Капельманы эмигрировали: сначала в Китай, потом в Израиль. Внук Нафтолия - инженер Илья Кама - не раз приезжал в Улан-Удэ. Он писал:
«Я нашел в Улан-Удэ чудесные места, где сохранились природа и дома, о которых мне рассказывала моя мама, а также много хороших людей, которые, конечно, лично не помнят, но знают и ценят деятельность семьи Капельманов в Улан-Удэ, людей, высоко ценящих историю Улан-Удэ и стремящихся сохранять наследие».
Кооперация с историей
С 1914 года в доме разместился Буркоопсоюз, именно отсюда развивалась сеть магазинов, пекарен, мастерских, киноустановок.
По социальному составу общества потребителей разделялись на две группы: городские и сельские. Городских обществ потребителей насчитывалось пять: Верхнеудинское («Экономия»), Троицкосавское, Мысовское, Баргузинское и Петровско-Заводское. Из них особенно большую роль суждено было сыграть Верхнеудинскому городскому всесословному обществу потребителей «Экономия». Его учредительное собрание состоялось 17 марта 1913 года в помещении городского Народного дома. Инициатором создания кооператива был рабочий депо Верхнеудинска Г. И. Камынин, впоследствии председатель правления общества.
Несмотря на трудности военного времени, потребительское общество «Экономия» вело крупную торгово-хозяйственную деятельность. В 1915–1917 годах была создана широкая сеть бакалейных, мясных, мануфактурных магазинов и лавок. В Верхнеудинске общество имело такие производственные предприятия, как кондитерская фабрика, колбасное производство, сапожная мастерская, свечной завод, молочная ферма и свиноферма, свой обоз, в котором было 17 лошадей.
14 сентября 1923 года на конференции кооперативных союзов было принято решение об объединении кооперативных организаций в единую - Буркоопсоюз. За более чем вековую историю Буркоопсоюз всегда способствовал росту потребления и повышению уровня жизни сельского населения.
В 1971 году, в целях популяризации традиции и истории развития кооперативного движения в Забайкалье, было принято решение о создании музея потребительской кооперации республики. 14 сентября 1973 года состоялось открытие Музея истории потребительской кооперации республики, была издана книга «Очерки истории потребительской кооперации Бурятии (1923–1973 гг.)», а в мае 1984 года Министерство культуры РСФСР присвоило музею почетное звание народного.
В начале 90-х годов ХХ века система Буркоопсоюза пережила тяжелые времена в связи с переходом на рыночные отношения и определением ее места в экономике республики.
Дом по-прежнему живёт
За 102 года Буркоопсоюз сохранил и приумножил материально-техническую базу, сегодня в состав входят 24 потребительских общества, Центральный рынок, Универсальная торговая база, гостиница «Золотой колос», Улан-Удэнский техникум экономики, торговли и права, база отдыха «Байкал», магазины, предприятия общественного питания, колбасные и кондитерские цеха. В союзе трудится более тысячи человек.
С 2015 года Буркоопсоюз возглавляет Долгор Кимовна Норбоева - председатель правления Буркоопсоюза с 2011 года, председатель Совета Буркоопсоюза с 2015 года, депутат городского Совета депутатов 5-го, 6-го созывов, председатель бюджетного комитета, с 2023 года депутат Народного Хурала Бурятии 7-го созыва.
«Дом с атлантами» по-прежнему живёт: в нём расположены офисы, магазины, нотариальная контора. Особое отношение у Буркоопсоюза к сохранению архитектурного облика здания - в 1980-х годах проведена реставрация фасада с учетом всех требований, предъявляемых к памятникам истории. В интерьере дома сохранились хорошей работы камин и ажурное художественной ковки ограждение лестницы. Это не просто здание - это память о купцах, строителях, предпринимателях и всей истории Улан-Удэ.
Атланты всё так же стоят, словно держат на плечах эту память...
«Проходят люди мимо,
Довольные собой –
Стоят и в зной, и в зиму
«атланты» на Большой».
Н.Н. Бурлаков, краевед.