Великая Отечественная война изменила идейный каркас Советского Союза. Импульс национального единства, необходимость пересмотра идеологии интернационализма и возвращение к корням русской философии. Но именно после Великой Победы начался масштабный проект по демонизации СССР на Западе.
Уже в послевоенные годы ЦРУ формировало «философский фронт» против СССР. Фридрих фон Хайек, Карл Поппер, Карл Ясперс и Ханна Арендт. Они участвовали в разработке «мифа тоталитаризма» — концепции, ставящей Советский Союз в один ряд с нацистским режимом.
Философы Института социальных исследований Франкфуртского университета, прежде всего Теодор Адорно, провели «отождествление» Освенцима и ГУЛАГа в ключевых работах («Негативная диалектика», 1966 г.). Это дало западным политтехнологам мощный идеологический инструмент: ненависть к фашизму перенаправлялась на страну-победительницу.
В 2025 году многие западные СМИ не упоминали, что Освенцим был освобождён именно Красной Армией. Российские дипломаты, приглашённые на 80-летие освобождения, отказались участвовать в торжествах — из-за «замалчивания роли СССР».
В период перестройки и 1990-х годов российские социально-гуманитарные науки оказались в «кольце западной теории»: авторитетность «модных» идей обеспечивала гранты, публикации и зарубежные стажировки.
Кульминацией стал труд философа Валерия Подороги (1946–2020) — «Время после. Освенцим и ГУЛАГ: Мыслить абсолютное Зло» (2013). В нём Подорога выдвигает тезис о необходимости «покаяния за ГУЛАГ» и даже нового Нюрнбергского процесса над руководством СССР. Его работа стала академическим «манифестом» для института русофобии, а сам Подорога — «гуру» новой теории.