2222

Говорю: «Хочу в армию»

Ветеран Великой Отечественной войны из Бурятии — о пути к Победе

Фото: Ольга Назимова

Память о войне — прежде всего люди. Герои, которые ценой своей жизни шли вперед. Не склонялись под шквалом пуль. Сергей Максимов в расцвете своей юности отправился на фронт, чтобы защитить родных и любимых. Своими воспоминаниями 99-летний ветеран поделился с infpol.ru.

Отсидеться совесть не позволяла

Сергей Дмитриевич Максимов родился в 1926 году в Татарстане. Он был восьмым и самым младшим ребенком в большой крестьянской семье. Несмотря на озорной и непослушный характер, мальчик удивлял родителей своими успехами в учебе. Особенно легко ему давались география, русский язык и литература. После школы он мечтал стать учителем или путешественником, но судьба распорядилась иначе.

В 1942 году началась Великая Отечественная война. Он учился в пятом классе. Детство Сережи закончилось внезапно, как у многих его сверстников. В 1942 году он бросил учебу и пошел в школу фабрично-заводского обучения — там готовили рабочих для промышленных предприятий. Вскоре его перевели на судостроительный завод, где он стал помощником мастера.

Молодой, энергичный парень трудился без устали. Руководство высоко ценило его работу и наложило на него бронь. Через год пришла повестка в военкомат.

— Мои друзья тогда работали кто в колхозе, кто в совхозе. Всех забрали в армию. Товарищи мои сразу сказали: «Один тут с девчонками останешься, что ли?» Я прямиком к директору и пошел. Говорю: «Хочу в армию». Он отпускать не хотел, дал мне возможность самому выбрать. И я выбрал. Со всего района тогда человек 400 собрали. И я вместе с ними, — вспоминает Сергей Дмитриевич.

Родителям ветерана тогда было уже по 65 лет. Старики умоляли младшего сына остаться. Они уже похоронили двух старших сыновей и не могли даже представить, что лишатся Сережи. Но отсидеться на заводе ему совесть не позволяла. Ведь все идут защищать Родину, даже ценой собственной жизни.

«Вверх смотри»

Из родного села забрали 13 человек. Их привезли в поселок Затон имени Куйбышева в Татарстане. Волгу сковал лёд, чтобы доставить новобранцев, снарядили ледокол. За ним шёл корабль, который дошёл до Ульяновска. Там их перебросили на эшелон и увезли в город Покров. Началась воинская служба в артиллерийском батальоне.

— За пополнением приехала в июне 1944-го двенадцатая воздушно-десантная штурмовая бригада. Три бригады участвовали в боях в Карелии: девятая, десятая и двенадцатая. Друзья мои и односельчане все записались, а меня забраковали. Щуплый был, низенький, весил всего килограммов 50. Подошел к своим, говорю: «Оставляют». А они: «Вон генерал, подойди да скажи, что хочешь в десантные войска», — рассказывает Сергей Максимов.

Парень не из робкого десятка — прямиком к генералу. Опытный военный увидел в парне характер и смелость. Его зачислили в десантники. Команду привезли в город Калинин. Бригады объединили, и появилась легендарная 100-я гвардейская Свирская Краснознамённая воздушно-десантная дивизия. А вскоре начались учения.

— Как сейчас, помню свой первый прыжок с парашютом. На аэростат посадили нас троих, подняли на 500 метров вверх. Я смотрю, страшно, земля-то далеко. Первому команда: «Пошел». Он прыгнул. Второму команда: «Приготовиться». Правая рука на кольце, левой рукой запасной парашют придерживает. Команда: «Пошел». Он испугался, за дверь зацепился и замер. Ему говорят: «Посмотри наверх». Моя правая рука на кольце, левая — на запасном парашюте. Только дошел до двери, руки сразу разбросил, держусь за дверь. Опять говорят: «Вверх смотри». Хлопок, и я уже лечу. Все по два раза успели подняться, а я же легонький. Как перышко, плыл по горизонту, кое-как приземлился, — с улыбкой вспоминает Сергей Дмитриевич.

На земле уже ждали инструкторы. Смело пожали руку, вручили нагрудный знак «Парашютист». И с этого зародилась любовь к небу.

«Снайпер одного убил в шею»

В декабре 1944 года парашютистов погрузили в эшелон и отправили в Кечкемет, в Венгрию. Они начали наступление под озером Балатон. Смелые и решительные, они освобождали город за городом. Затем прошли через Альпы, где шли ожесточенные бои. Там Сергей Дмитриевич потерял трех своих односельчан.

6 апреля 1945 года приблизились к столице Австрии — Вене. А на следующий день был дан приказ взять Вену штурмом. Танковая шестая бригада пробила немецкую оборону и открыла путь в город. Начались ожесточенные уличные бои, полные крови и тяжелых ранений. Дом за домом, квартал за кварталом стали освобождать. Сражение продолжалось с 7 по 13 апреля. Все мосты были уничтожены, кроме «Дунайского канала», который заминировали. За мостом прятались немцы с пулеметами.

— Меня с моим расчетом направляют выдвинуться на этот мост. С левой стороны немецкий пулеметный расчет стоит. Не пропускают наших. Выдвигаюсь с двумя парнями ползком. Увидел немецкий пулеметный расчет, там 5–6 человек было. У меня пулемет Горюнова. В ленте 250 патронов. Я почти все высадил. И весь этот пулеметный расчет немецкий уничтожил. Мы перебежали в другой дом, немножко хотели отдохнуть. Присели там в подъезде. Только я немного отошел, как снайпер одного убил в шею, — продолжил Сергей Максимов.

После ожесточённого боя вышли на окраину города. У железной дороги засели немцы. Рядом стоял домик, в котором молодой офицер оставил автоматчиков. 

— Стрелки по окнам стояли, выжидали, ни звука не издавали. Там мы пробыли ночь. Когда рассветало, немцы за дом заходили. О нас они и не подозревали. Офицер крикнул: «Ребята, огонь!» И тут мы их побили на железной дороге, — подытожил Сергей Дмитриевич.

Ветеран потерял на поле боя немало друзей и товарищей. Хотя сам не получил ни одного ранения. Лишь единожды он почувствовал легкий ожог на затылке. Пуля прожгла воротник, куда перед самым уходом на фронт мама Сергея Дмитриевича вшила «молитву живой помощи».

Медалями «За отвагу», «За взятие города Вены», благодарностью товарища Сталина наградили молодого десантника.

59 лет вместе

Затем их перевели на Второй Украинский фронт под командование маршала Малиновского для освобождения Праги. Но город взяли за несколько дней до прибытия полка. Закончилась Великая Отечественная война, но враг все еще скрывался в горах. После уничтожения немецких группировок в Альпах, после выполнения задания солдат вновь перебросили в Кечкемет.

Лишь в 1946 году Сергей Дмитриевич прибыл в Кировоград, что на Украине, где продолжились тренировки и прыжки с парашютом.

После семи лет службы в армии, в 1950 году, нашего героя уволили в запас. Отдохнув на малой родине, Сергей Дмитриевич отправился к сестре в Бурятию. И так остался в республике.

Через год он женился на Анастасии Ивановне Воротниковой и прожил с ней пятьдесят девять лет. В этом счастливом браке у них родились две дочери. У Сергея Дмитриевича трое внуков и четверо правнуков. И вот уже долгие годы ветеран живет в Бурятии.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях