Ежегодно в День Великой Победы советского народа вся страна вспоминает о ветеранах, тружениках тыла, героях. Упоминают и об узниках немецких концлагерей. Но, как правило, говорят мало. Да и сами они не в силах вспоминать о тех тягостных годах.
Многие чудом выжившие бывшие узники концентрационных и сортировочных лагерей на оккупированной советской территории уже ушли из жизни. Остались в основном несовершеннолетние узники фашизма. Более 5 миллионов детей оказались в концлагерях и других местах принудительного содержания на оккупированной территории Европы.
«Мама была сильной»
Рабский труд молодых матерей, медицинские эксперименты, пытки, унижения. По данным Международного союза бывших малолетних узников фашизма, в те годы в живых оставался только один из десяти.
С Елизаветой Яковлевной Фрезе мы встретились в храме в честь иконы Божией Матери Владимирской в Улан-Удэ. Уже долгие годы она работает в этом тихом и спокойном месте. Как говорит пожилая женщина, «так ближе к Богу».
Сейчас ей 80 лет. Елизавета Яковлевна родилась 16 ноября прямо в стенах трудового лагеря для женщин № 316 в городе Нейзальц-на-Одере в Германии. В наше время город называется Шпремберг и граничит с Польшей.
— Мою маму, Марию Мартыновну Фрезе, угнали в Германию в 1942 году. Тогда она жила на Украине. Я родилась, не зная своего отца. Детей, которые в лагере рождались, сразу забирали. Приносили только покормить. Когда детям исполнялся год, их переставали носить матерям. Малыши исчезали, словно их и не было. Может, их забирали на органы, проводили эксперименты, но сейчас уже никто не узнает, — рассказывает Елизавета Фрезе.
Плененная Мария Фрезе работала на швейной фабрике, шила одежду для солдат. Труд был непосильный, по 18–19 часов в сутки.
— Меня приносили кормить 4–5 раз в день. Только во время этих кормлений мама могла уделить мне несколько минут. Мама была сильной очень — и телом, и духом. И эта ее сила нас спасала всю жизнь, — поделилась Елизавета Яковлевна.
Освобождение
При этом Мария Мартыновна ни на минуту не забывала о своих старших детях. Как уточнила Елизавета Фрезе, ее старшие брат и сестра тоже попали в лагерь. Лишь спустя многие годы семья воссоединилась. Но сейчас в живых осталась лишь Елизавета Яковлевна.
— Мне повезло. Когда мне было восемь месяцев, лагерь освободили солдаты Красной армии. Оставшихся в живых детей вернули матерям, — рассказала женщина.
Однако маленькую Лизу нашли не сразу. Надсмотрщица, которая приносила малышей для кормления, привязалась к девочке и просила оставить ее, не хотела отдавать родной матери. Но для Марии Фрезе лишиться ребенка было все равно, что потерять часть тела. Девочку передали маме, и вместе они отправились в Иркутскую область.
— Нас отправили в поселок Топорок Тайшетского района. Поселок находился далеко в лесу, вдали от других населенных пунктов. Мы добирались до места жительства три месяца на поезде в товарных вагонах. Дорога была трудной. На территории Польши, несмотря на капитуляцию фашистов, вагоны попадали под бомбежки. Многие люди погибли и были ранены, но Бог снова помог мне и маме. Составы формировали заново, и мы продолжали путь, не зная, куда приедем. Когда мы прибыли, нас поселили в бараки. Нам выдали одежду и еду. Мама начала работать на лесоповале, — вспоминает пожилая женщина.
Трудовой путь
Здоровье Марии Мартыновны сильно ослабло. Болело сердце, а трудиться приходилось много. Из спецпоселения нельзя было уходить никуда дальше пяти километров. В восьми километрах находилось село Новый Путь. Туда уже девятилетняя Лиза пошла в первый класс в 1953 году. Свое детство женщина описывает одним словом – голодное. Будучи школьницей, она в поисках еды бродила по лесу, собирала ягоды, травы.
— Нас освободили от спецкомендатуры и спецпоселения в 1956 году. Маме вернули документы и паспорт, и мы переехали в большой поселок Квиток Тайшетского района, — рассказала Елизавета Яковлевна.
Отучившись восемь классов, она в 1961 году поехала учиться в Красноярск, в строительное училище № 10 по специальности «штукатур-маляр».
— Там впервые увидела мясную котлету. Тоже тяжелое было время. После училища год работала на стройке. Тогда дома, что называется, возводили руками. Тяжелые мешки носили на плечах на пятый этаж, — поделилась Елизавета Фрезе.
Затем Елизавета Яковлевна поступила в индустриально-педагогический техникум в Улан-Удэ по специальности «мастер производственного обучения по декоративно-художественным работам и лепным изделиям». В 1968 году она окончила техникум и по распределению поехала работать в Поворот Селенгинского района в ГПТУ-7. Вышла замуж, в 1970 году родился сын, который живет в Улан-Удэ.
Момент счастья
В столице Бурятии женщина сменила не одну работу. Сначала трудилась в учебном комбинате «Бурятцелинстроя» в должности инженера по подготовке и повышению квалификации рабочих кадров. В 1989 году была принята переводом в ГПТУ (лицей № 24) мастером производственного обучения по декоративно-художественным покраскам и лепным изделиям.
— В основном работала в системе профессионально-технического образования. В 1994 году участвовала в конкурсе «Мастер года» и заняла первое место, на следующий год получила удостоверение и значок «Отличник профессионального образования Российской Федерации», — уточняет Елизавета Фрезе.
Она имеет много почетных грамот, удостоверение «Ветеран труда», неоднократно поощрялась денежными премиями, все награды записаны в трудовой книжке.
— Выйдя на пенсию, продолжала работать учителем труда в школе № 4. Я преподавала деткам с особенностями развития. И уже в 2006 году окончательно, как мне казалось, вышла на пенсию. Но вот сейчас в храме работаю, помогаю, — поделилась Елизавета Яковлевна.
В 1991 году на основании Закона РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» Елизавету Фрезе реабилитировали. В 2000 году из Москвы пришли документы, ее признали несовершеннолетним узником фашизма с приложением удостоверения. Имеет медаль, удостоверение «За Победу над фашизмом» и настенные часы.
— Именно этот момент стал одним из самых счастливых в моей жизни. Я почувствовала себя полностью свободным человеком. Я благодарна за свою жизнь Красной армии и нашей стране за освобождение из фашистского лагеря. Сейчас наши ребята сражаются там, на Украине, за наш мир, за нашу свободу. Дай бог, чтобы они вернулись живыми и невредимыми, — подытожила Елизавета Яковлевна.