балет
2363

Андрис Лиепа представил в Бурятии «Шопениану»

Именитый российский хореограф восстановил балет, которому в начале XX века рукоплескал Париж

Фото: А. Аюшеева

Новый сезон Бурятского театра оперы и балета 29 февраля открыли два фантастических одноактных спектакля – романтическая «Шопениана» (12+) и мощная «Кармина Бурана» (12+). В основе обоих сочинений лежат категории высокого гуманистического характера: любовь, красота, раскаяние. 

Хореография передается «из ног в ноги»

Для восстановления балета «Шопениана» в республику был приглашен народный артист России Андрис Лиепа. Он рассказал нам, что спектакль был поставлен основоположником романтического балета XX века Михаилом Фокиным в 1907 году для Хореографического училища Мариинского театра, позже перенесен на сцену самого Мариинского театра. В 1909 году деятель театра и искусства Сергей Дягилев впервые вывез в Париж «Русские сезоны» с балетом. «Шопениана» была в числе первых спектаклей, которые французы увидели на сцене театра Шатле. Это был настоящий триумф. Русский балет продемонстрировал утонченным французам, что русские артисты с совершенством чувствуют романтический стиль. К слову, после гастролей нашего балета в Европе появилась мода на все русское. 

- Поэтому для современного зрителя будет интересным погружение в те «Русские сезоны», которые были больше ста лет назад. Улан-удэнцы почувствуют себя французскими зрителями в Париже, - с улыбкой подчеркнул народный артист РФ. 

Андрис Лиепа учил балет «Шопениана» в Нью-Йорке, работая с известным артистом балета Михаилом Барышниковым. И на протяжении двух недель до премьеры Андрис Лиепа вел активную работу с коллективом БГАТОиБ. Он передавал технику танца, отношение и любовь к балету, смотря каждому артисту в глаза. 

- Хореография передается из ног в ноги. Другого варианта нет. Можно изучать видео, можно брать старые записи, но эффект получаем только когда приходит педагог и человек, который танцевал этот балет. Только так можно передать его следующему поколению, - уточнил именитый хореограф. 

И действительно, в день премьеры «Шопенианы» казалось, что балерины не танцуют, а парят в воздухе, словно легкие сильфиды. Каждая деталь, каждое движение, наклон головы и классическое балансе увлекало зрителей в мир грез и прекрасной любви.

Изменчивая Фортуна

Второй спектакль «Кармина Бурана» произвел на зрителей не меньшее впечатление. Балетмейстером возобновления стал заслуженный артист России Баярто Дамбаев, который раскрыл кантату Карла Орфа в ярких, сильных, и в тоже время неоднозначных тонах. Этот спектакль изначально показывает неприятную подноготную человеческой жизни: разврат, пьянство, азартные игры, нищету. Но человеческая жизнь изменчива, и человек волен выбирать свое будущее сам. Кто-то продолжает прославлять земные наслаждения, а кто-то находит в жизни иные, более целомудренные смыслы. 

- Считается, что Карл Орф написал дьявольское сочинение. Я так не думаю. Это сочинение о борьбе с дьяволом, об отказе от него. И вы почувствуете это в конце, когда новая жизнь идет на смену старым грехам, - комментирует музыкальный руководитель и дирижер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Владимир Рылов. 

Интересно, что за вечер одна трупа проживает два катарсиса, один романтический, другой независимый и свободный. Но в итоге, две переменные приходят к очищению и освобождению духа. И, конечно, каждый зритель найдет в этих спектаклях что-то свое, о чем можно подумать в тишине, наедине с собой. Ведь прошло 100 лет, а «Шопениана» и «Кармина Бурана» все также восхищают воображение своей неповторимой красотой.

Автор: Анастасия Аюшеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях