самолет
3363

В Хабаровском крае наладят производство самолёта, который назвали в честь Байкала

Там выпустят 105 воздушных судов, которые будут летать только на Дальнем Востоке

фото: flybaikal.ru

Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв дал большое интервью «Комсомольской правде», в котором рассказал, в частности, о производстве самолётов под названием «Байкал». Его планируют запустить в 2024 году – правда, завода, где будут производить воздушные судна, пока нет.

- Надо, во-первых, возвести завод. Начинаем строить его весной. По финансам решили, утрясли вопросы с заказом, – отметил глава региона. – И здесь спасибо президенту Владимиру Путину – он лично этот проект одобрил и курирует, и Юрию Трутневу (полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе – прим. «КП»), который волевым решением всех собрал и сказал: «Сколько мы будем их заказывать?» Наконец-то всё посчитали, взяли на себя обязательства и вышли на цифру 105 самолётов только для Дальнего Востока. Это и пассажирское исполнение, и авиалесоохрана, и санавиация. Вы сами понимаете, Ан-2 все на ладан дышат.

105 самолётов – это план на ближайшие четыре года.

- Теперь мы имеем твёрдый заказ, понимаем, где их будем собирать и, самое главное – кто будет это делать. В ссузах и в технических вузах уже сегодня готовят специалистов для будущего производства «Байкала» в Комсомольске-на-Амуре. Ориентировочно там будет работать до 90 человек.

Одномоторный турбовинтовой самолёт рассчитан на деять мест, добавил хабаровский губернатор.

- Исполнение разное – грузопассажирские, медицинские и так далее. Садится в том числе и на снег, и на поплавки. Но нас интересуют, в первую очередь, обычное шасси. И будет он летать как Ан-2 – такая рабочая лошадка. В чём отличие: это турбовинтовой мотор, а не поршневой движок. Ну и плюс не «этажерка», а высокоплан с одним крылом. В остальном очень похож на «кукурузник», но современный, – подчеркнул Михаил Дегтярёв. – Нам это вообще в жилу. Будем в принципе летать чаще, больше. У нас  есть своя авиакомпания «Хабаровские авиалинии», которая входит в единую дальневосточную авиакомпанию, созданную по поручению президента.

Два «Байкала»

На сессии Народного Хурала летом 2021-го глава Бурятии Алесей Цыденов рассказал о производстве разрекламированного самолёта под названием «Байкал». Как выяснилось, их будет два.

- Наш – композитный биплан с грузоподъёмностью две тонны и дальностью две тысячи километров. Есть ещё минпромовский «Байкал» – алюминиевый с грузоподъёмностью в тонну и дальностью в тысячу километров, – отметил тогда Цыденов. – Темпы работы не такие высокие, как хотелось бы, но она ведётся. Всё зависит от разработки документации. Минпром обещает поддержку. Есть обещание Юрия Трутнева (полпред президента России в ДФО – прим. авт.) ускорить работу по нашему «Байкалу».

Ранее сообщалось, что Минпромторг России отказался от одномоторного самолёта ТВС-2ДТС «Байкал», серийное производство которого планировали начать на Улан-Удэнском авиазаводе в 2024 году. Первый опытный образец хотели выпустить уже в 2021-м, однако все наработки в итоге пошли на создание другой модели – ЛМС-901 с тем же названием. Почему так произошло, пояснил в эфире программы «Мнение» экс-советник главы Бурятии по экономическим вопросам Алдар Бадмаев.

- Главная причина – прежде всего, в сложных взаимоотношениях России с Западом, – заявил он. – Санкционный режим, в частности, привёл к тому, что на заводе у наших соседей-иркутян, которые производят самолёт МС-21, уже идёт задержка на два года – композитные элементы конструкции, а также двигатель из-за санкций вынуждены менять на отечественные, переходить с композита на металл и так далее.

Бадмаев отметил, что Бурятии в каком-то смысле даже повезло, поскольку республика избежала такой ситуации.

- Ещё на начальной стадии, когда шёл выбор модели, мы отказались от варианта, который был в наибольшей степени зависим от импортных комплектующих, и переориентировались на модель, имеющую больший удельный вес отечественных комплектующих и запчастей. С заказами, в принципе, всё хорошо. Уже есть потенциальные заказчики. В основном это дальневосточные и сибирские регионы и компании, предварительно готовые заказать свыше 200 самолётов, – подчеркнул бывший советник главы.

А портал «Авиация России» уточняет, что ТВС-2ДТС не устроил Минпромторг не только из-за импортных комплектующих и агрегатов. Он получился чрезмерно тяжёлым – масса пустого самолёта составляет 3180 килограммов, максимальная взлётная – 7400. Пустой же ЛМС-901 весит 1980-2040 кг. Его максимальный взлётный вес – 4800.

«Военное обозрение» отмечает: лёгкий многоцелевой ЛМС-901 «Байкал» призван – как когда-то и ТВС-2ДТС – прийти на смену легендарному Ан-2. В 2021 году его испытали в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени Жуковского. Исследования проводились по заказу ООО «Байкал-Инжиниринг».

Напомним, в ноябре 2020-го в Бурятии с рабочим визитом побывал министр промышленности и торговли России. Глава региона обсудил с федеральным чиновником проекты, которые планируется реализовать на предприятиях республики. Среди них, к примеру – серийный запуск новой авиатехники на УУАЗ. Тогда-то и зашла речь о массовом производстве нового самолета.

- Ждём первого полёта опытного самолёта «Байкал», который будет производиться на авиационном заводе. В следующем году мы должны получить опытный образец. Примерно полтора года уйдёт на сертификацию, чтобы с 2023-го начать серийные отгрузки с завода, – сообщил тогда Мантуров.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях