самолет
2630

Названный в честь Байкала самолёт сможет садиться на снег и воду

Он получит сертификат годности к концу 2023 года

Скриншот с YouTube / канал "Россия 24"

Самолёт «Байкал», который сменит «кукурузник» Ан-2, сможет садиться на снег и воду. Об этом глава Росавиации Александр Нерадько сообщил в интервью телеканалу «Россия 24».

- Мы рассчитываем, что «Байкал» будет не только на колёсном шасси, а ещё и на лыжном, как и Ан-2 – это позволит летать на заснеженные территории и на баллонетах, то есть на поплавках, – цитирует Нерадько ТАСС.

Ранее глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что каждый год в России хотят выпускать от 30 до 50 таких воздушных судов.

- Согласно консервативному сценарию, ежегодный темп производства может быть на уровне 30-ти, оптимистичные оценки – 50 самолётов и более, – отметил министр.

Первый полёт нового девятиместного самолёта прошёл в январе в Екатеринбурге. Его крейсерская скорость – до 300 километров в час, а максимальная дальность составит три тысячи километров (с полезной нагрузкой в полторы-две тысячи километров). Стоимость «Байкала» в базовой версии – 120 миллионов рублей. К 2025 году планируется создать версию с электродвигателем.

Самолёт должен получить сертификат лётной годности до конца 2023 года. Тогда же запланировали первые коммерческие поставки. По словам Мантурова, портфель «мягких» заказов на «Байкал» составляет около 40. В ближайшие два с половиной-три года хотят получить минимум 400 заказов.

Интерес к воздушному судну уже проявляют Казахстан и ряд стран ближнего зарубежья. В 2022-ом Уральский завод гражданской авиации рассчитывает на заключение твёрдого контракта на поставку десяти самолётов в 2023-2025 годах, заявлял ТАСС ещё минувшим летом директор по продажам и маркетингу УЗГА Олег Богомолов.

Два «Байкала»

В конце июня прошлого года на сессии Народного Хурала глава Бурятии Алесей Цыденов рассказал о производстве разрекламированного самолёта под названием «Байкал». Как выяснилось, их будет два.

- Наш самолёт – композитный биплан с грузоподъёмностью две тонны и дальностью две тысячи километров. Есть минпромовский «Байкал» – алюминиевый с грузоподъёмностью в тонну и дальностью в тысячу километров, – отметил Алексей Цыденов. – Темпы работы не такие высокие, как хотелось бы, но она ведётся. Всё зависит от разработки документации. Минпром обещает поддержку. Есть обещание Юрия Трутнева (полпред президента России в ДФО – прим. авт.) ускорить работу по нашему «Байкалу».

Ранее сообщалось, что Минпромторг России отказался от одномоторного самолёта ТВС-2ДТС «Байкал», серийное производство которого планировали начать на Улан-Удэнском авиазаводе в 2024 году. Первый опытный образец хотели выпустить уже в 2021-м, однако все наработки в итоге пошли на создание другой модели – ЛМС-901 с тем же названием. Почему так произошло, пояснил в эфире программы «Мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» экс-советник главы Бурятии по экономическим вопросам Алдар Бадмаев.

- Главная причина – прежде всего, в сложных взаимоотношениях России с Западом, – заявил он. – Санкционный режим, в частности, привёл к тому, что на заводе у наших соседей-иркутян, которые производят самолёт МС-21, уже идёт задержка на два года – композитные элементы конструкции, а также двигатель из-за санкций вынуждены менять на отечественные, переходить с композита на металл и так далее.

Бадмаев отметил, что Бурятии в каком-то смысле даже повезло, поскольку республика избежала такой ситуации.

- Ещё на начальной стадии, когда шёл выбор модели, мы отказались от варианта, который был в наибольшей степени зависим от импортных комплектующих, и переориентировались на модель, имеющую больший удельный вес отечественных комплектующих и запчастей. С заказами, в принципе, всё хорошо. Уже есть потенциальные заказчики. В основном это дальневосточные и сибирские регионы и компании, предварительно готовые заказать свыше 200 самолётов, – подчеркнул бывший советник главы.

А портал «Авиация России» уточняет, что ТВС-2ДТС не устроил Минпромторг не только из-за импортных комплектующих и агрегатов. Он получился чрезмерно тяжёлым – масса пустого самолёта составляет 3180 килограммов, максимальная взлётная – 7400. Пустой же ЛМС-901 весит 1980-2040 кг. Его максимальный взлётный вес – 4800.

«Военное обозрение» отмечает: лёгкий многоцелевой ЛМС-901 «Байкал» призван – как когда-то и ТВС-2ДТС – прийти на смену легендарному Ан-2. В 2021 году его испытали в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени Жуковского. Исследования проводились по заказу ООО «Байкал-Инжиниринг».

Напомним, в ноябре 2020-го в Бурятии с рабочим визитом побывал министр промышленности и торговли России. Глава региона Алексей Цыденов обсудил с федеральным чиновником проекты, которые планируется реализовать на предприятиях республики. Среди них, к примеру – серийный запуск новой авиатехники на УУАЗ. Тогда-то и зашла речь о массовом производстве нового самолета.

- Ждём первого полёта опытного самолёта «Байкал», который будет производиться на авиационном заводе. В следующем году мы должны получить опытный образец. Примерно полтора года уйдёт на сертификацию, чтобы с 2023-го начать серийные отгрузки с завода, – сообщил тогда Мантуров.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях