дороги
8704
5

«Нардеван Строй»: миллионные контракты и грубые недочеты

«Информ Полис» начинает серию публикаций о подрядчиках, которые выигрывают аукционы на ремонт дорог в Улан-Удэ

Фото: Иван Алексеев, Евгений Коноплёв, соцсети

Бесконечная череда страшных аварий несколько лет потрясает всю Бурятию. Теперь выражение «В России две беды: дураки и дороги» не кажется смешным, а очень даже грустным. Неудивительно, ведь ежегодно из-за некачественной дорожной сети в республике происходит почти 400 ДТП, жертвами которых становятся полсотни человек. 

В связи с этим «Информ Полис» начинает цикл материалов о всех подрядчиках, которые выиграли аукционы на ремонт дорог в Улан-Удэ в 2021 году. Первым рассмотрим небезызвестный «Нардеван Строй», которому достались сразу три контракта. 

Где отремонтируют в 2021 году?

В конце 2020-го и в начале 2021 года ООО «Нардеван Строй» выиграл сразу три контракта по ремонту дорог в Улан-Удэ на сумму более 107 млн рублей. Ориентировочно ремонтные работы начнутся в третьей декаде апреля, а завершиться должны до 1 сентября. Учредитель и гендиректор организации Ардак Назлуян отказался давать какие-либо комментарии, поэтому мы сами взглянули на участки дорог, которым предстоит обновление. 

В прошлом году подрядчик выиграл контракт на ремонт дороги по ул. Добролюбова - от ул. Революции 1905 года до ул. Гагарина. Ему предстоит отремонтировать 320 метров дороги, испещренной трещинами, ямами и заплатками.

Цена контракта составляет 10,2 млн рублей. Председатель комитета городского хозяйства горсовета Улан-Удэ Сергей Бурдиков рассказал, почему оставшаяся часть ул. Добролюбова, которая протягивается от остановки «Аптека» до ул. Жуковского, не будет отремонтирована в этом году.

- Принципы выбора участков под строительство описаны в федеральном проекте «Безопасные и качественные автодороги», и там есть масса критериев. Основные принципы отбора - дешевый километраж. Дело не в длине дороги, а в сложности и количестве работ, на которые может не хватить средств. Досконально не могу сказать, почему именно эти участки попали в программу, - говорит он.

«Нардеван Строй» отремонтирует в 113 микрорайоне дорогу протяженностью 1,8 километра.

 

Подрядчик скинул стартовую цену контракта с 51 млн до 49,7 млн рублей. Известно, что в прошлом году часть дороги вскрывали для замены теплотрассы от котельной «Юго-Западная». Занималась этим компания «Фортуна». Разрушенное дорожное полотно восстановили, но этой весной асфальт над новыми трубами начал проваливаться (!).

 

По наследству эта проблема перейдет Ардаку Назлуяну, который, надеемся, решит ее в ходе предстоящего ремонта. В целом дорога в 113 микрорайоне давно нуждается в обновлении, ведь заплатки уже не скрывают образовавшиеся трещины и широкие ямы.

 

Подрядчику повезло выиграть аукцион по ремонту одного из самых длинных участков, протяженностью 4,9 километра. Это объездная дорога от пр. Автомобилистов до ул. Комарова, а именно ул. Ботаническая, Н. Нищенко и пос. Матросова. Возможно, «Нардеван Строй» еще пожалеет о том, что уронил цену контракта с 58,8 млн до 47,3 млн рублей, ведь участок в плачевном состоянии. Дорога состоит из трещин и глубоких ям, а у здания «Улан-Удэстальмоста» расположился большой «лежачий полицейский» без соответствующего знака «Искусственная неровность».

Поруганы давно

Что же известно о подрядчике, от которого зависит качество десятка километров городских дорог? Назлуян Ардак Татевосович учредил ООО «Нардеван Строй» в 2012 году в Улан-Удэ. Компания занимается строительством автомобильных дорог, производством бетона, строительными и монтажными работами, арендой транспорта и помещений и т. д. В реестре недобросовестных поставщиков не числится. 

Гендиректор Ардак Назлуян дважды открывал ИП. С 2005 по 2014 год занимался строительными работами, а также торговлей продуктами питания. С 2018 года его ИП занимается строительными и монтажными работами, торговлей продуктами питания, перевозкой грузов и арендой транспорта. 

«Нардеван Строй» в 2017 году заключил два контракта по ремонту дорог на сумму 122 млн рублей. В 2018-м - один контракт по благоустройству дворовых территорий на 8,7 млн рублей. 

С 2016 года «Нардеван Строй» и ее гендиректор Ардак Назлуян не раз становились предметом обсуждения в СМИ. В основном о компании пишут в негативном или нейтральном ключе. Так, в 2016 году еще и.о. сити-менеджера Улан-Удэ Олег Екимовский раскритиковал ремонт дороги на ул. Бабушкина. В 2017-м «Нардеван Строй» заменил 200 кв.м асфальта на ул. Кузнецкой в пос. Горького из-за отрицательного анализа на сдвигоустойчивость. 

 

Непрекращающиеся скандалы

В 2019 году «Нардеван Строй» выиграл два контракта на сумму более 120 млн рублей. Это ремонт дороги по ул. Гвардейской (0,93 км), ул. Революции 1905 г. - от пр. 50-летия Октября до ул. Левченко (1-й этап, 1,42 км), а также Спиртзаводского тракта - от ул. Пищевой до 0 км (1,563 км) и второстепенных проездов по пр. Автомобилистов - от АЗС «Альянс» до автомобильной дороги в поселке Матросова (2,24 км). Спустя два года эти дороги выглядят приемлемо, несмотря на то что местами покрылись трещинами.

Спиртзаводской тракт

 

Второстепенный проезд по пр. Автомобилистов 

Однако не все так безоблачно. Например, ремонт на ул. Гвардейской стал основанием для возбуждения уголовного дела в отношении бывшего директора муниципального учреждения «Улан-Удэстройзаказчик» Анатолия Урбанова, который с конца декабря возглавляет управление капитального строительства. Его обвиняют в халатности - по части 1 статьи 293 Уголовного кодекса РФ.

Согласно муниципальному контракту, заключенному между экс-руководителем МУ и компанией «Нардеван Строй», в ходе работ подрядчик должен был установить пешеходное ограждение из 848 секций. В середине ноября 2019 года заказчик принял выполненные работы и на основании документов, подписанных Урбановым, полностью рассчитался с подрядчиком. Однако при последующем пересчёте выяснилось, что ограждение состоит всего из 132 секций вместо 848. Дорожникам незаконно оплатили работы более чем на 6,5 млн рублей. В итоге местный бюджет понёс крупный ущерб. Сейчас СУ СКР по РБ проводит необходимые следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств преступления и сбор доказательственной базы. 

Но и во время ремонта на ул. Гвардейской не обошлось без скандала. Горожане пожаловались на то, что асфальт укладывают прямо на песок, без первоначального слоя. А в прошлом году родители учеников школы-интерната № 28 возмутились тем, что в этом месте под знаком «Искусственная неровность» отсутствует «лежачий полицейский». К слову, сейчас неровность имеется. 

Недавно заговорили и о дороге на ул. Революции 1905 года, которую в 2019 году отремонтировал «Нардеван Строй». Здесь 23 февраля произошло страшное ДТП, унесшее жизни двух 16-летних подростков. Юноша и девушка 2004 года рождения переходили дорогу на разрешающий сигнал светофора около железнодорожного вокзала. Их на огромной скорости сбил пьяный 37-летний водитель «Лексуса». Дети скончались на месте от полученных повреждений.

 

Позднее и.о. начальника ГИБДД МВД по Бурятии Леонид Минаев заявил, что на месте аварии установлены недостатки улично-дорожной сети. Там стёрта разметка, существует ограничение видимости знака «Пешеходный переход», неправильно применён знак автобусной остановки. Есть и недостатки элементов остановочного пункта. Выходит, что некачественная работа подрядчика на ул. Революции 1905 года провоцирует возникновение аварий, виновником которых может быть не только пьяный лихач, но и просто невнимательный водитель. 

В 2020 году «Нардеван Строй» отремонтировал дорогу по ул. Дарханской (почти 15 млн рублей) и по ул. Трактовой в пос. Николаевский Тарбагатайского района (8,6 млн рублей). Также подрядчик с нуля построил дорожное полотно от 113 до 115 микрорайона  почти на 43 млн рублей.

Однако это событие омрачили выявленные недочеты, допущенные в ходе работ: отсутствие бетона как первоначального слоя, остановочные карманы укатаны ручным способом. В ходе устранения недочетов подрядчик не успел завершить ремонт в положенный срок - к 1 сентября. 

Проблемы новой дороги в 113–115 микрорайонах на этом не закончились. В феврале около дома № 14 произошла жуткая авария. Пьяный 22-летний водитель Infiniti не справился с управлением и врезался в припаркованный поблизости автомобиль Ssang Yong Istana. Виновник ДТП умудрился приземлиться прямо на крышу иномарки и потом отлетел ещё дальше. В результате пострадал пассажир «Истаны» - 26-летнюю девушку с травмами увезли в БСМП. 

А в марте в соцсетях появилось фото, на котором видно, что новенькая дорога в 113–115 микрорайонах вместе с тротуаром утонула в талых водах.

 

По словам очевидца, лужу пришлось откачивать «вакуумкой», хотя для таких случаев здесь предусмотрены ливневые канализации. Возможно, здесь они носят чисто декоративную функцию. 

Под особым контролем

Председатель комитета городского хозяйства горсовета Сергей Бурдиков участвовал в приемке двух дорог, которые делала компания «Нардеван Строй». Это ул. Революции 1905 года в 2019 году и дорога от 113 до 115 микрорайона в прошлом году. 

- По обоим объектам было много замечаний, с большим трудом они устранялись. Я поставил свою подпись на акте приемки буквально в десятых числах ноября 2019 года, хотя все должно было быть готово гораздо раньше. Там, конечно, были и объективные причины, но в любом случае то, как «Нардеван Строй» устранял недоработки, нас никак не устроило, - говорит он. - Более того, совсем немного времени прошло, но мы видим на участке примыкания на ул. Революции 1905 года и пр. 50-летия Октября ямы. Оно было сделано, очевидно, неправильно.

 

По словам депутата, по всем дорогам действует пятилетняя гарантия. Компании «Нардеван Строй» уже выставлено предписание об устранении недостатков. Это будет сделано в теплое время. 

- На участке в сотых микрорайонах многое было сделано либо неразумно, либо без учета ситуации, либо некачественно. Когда мы выезжали с проверкой 18 августа, там буквально одним дождем были размыты тротуар, несколько ливнеотводов, участки дороги. Были очевидные нарушения уклона дорог, покрытие сделано некачественно. Нарушения в основном были устранены, но остаются подозрения. Мы намерены выехать где-то в начале апреля и проверить, как этот участок пережил зиму, - отмечает Сергей Бурдиков. 

В этом году контроль за работой подрядчиков усилят с помощью плана-графика для каждого участка. Он включает конкретные даты окончания тех или иных этапов строительства с последующим контролем. Это позволит избежать злоупотреблений, которые выявлялись в 2020 году повсеместно. 

- График не позволит загружать заводы по производству бордюров и асфальтов, поэтому беспокойства меньше. В прошлом году все в одно время стали бордюр класть, была очередь. Подрядчики просили производителей отгружать им еще сырые бордюры, обещали досушить, а сами ставили сырые. Естественно, бордюры кололись. Их не укрепляли, а асфальт частично клался не на щебень, а на песок, - вспоминает Бурдиков. - Также из-за недостатков в графике в прошлом году с трудом удалось расторгнуть контракт с подрядчиком (ул. Водопадная, Минина, Майская, Д. Бедного), который не справлялся. Слава богу, успели заменить подрядчика (контракт ООО «Дорремстрой» перешел к ООО «Доринвест»). Надеемся, в этом году за счет плана-графика таких проблем не будет. Теперь подрядчики понимают, что некачественную работу все равно придется переделывать, что в два раза дороже. Главное, что должно измениться, так это отношение подрядчиков, - считает Сергей Бурдиков. 

Председатель комитета пообещал уделить особое внимание участкам, которые будет ремонтировать «Нардеван Строй». Опыт подрядчика в дорожном строительстве показывает, что компании и ее гендиректору Назлуяну, как маленьким детям, нужен контроль со стороны городских властей и жителей, которые будут неустанно тыкать их носом в выявленные недостатки и заставлять все исправить. В противном случае можно получить дороги с ворохом проблем, провоцирующих страшные ДТП. Поэтому кажется странным, что «Нардеван Строй» ежегодно выигрывает важные контракты на сотни миллионов рублей. 

Подозрение вызывает и то, что за три года компании «Нардеван Строй» поручили ремонт шести участков дорог, которые соседствуют друг с другом. Это 113–115 микрорайоны, ул. Добролюбова и Революции 1905 года, второстепенная дорога пр. Автомобилистов и объездная от пр. Автомобилистов до ул. Комарова. Также необычно, что подрядчик снижает цены контрактов на несколько миллионов рублей от изначальной суммы. Возможно, такая экономия приведет к еще большему ухудшению качества дорог, которые и так не отличались долговечностью. 

Экстремально опасные дороги
В Бурятии в 2020 году произошло 373 ДТП, причиной которых стали недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии дорог. В результате погибли 40 человек, 501 получили травмы. В УГИБДД по Бурятии отмечают, что в 2019 году зарегистрировано 360 аварий, случившихся по этой причине, в которых погиб 51 человек, а 464 получили ранения.Выявленные недостатки не имеют отношения к самому дорожному полотну, а именно к разметке, освещению, расположению дорожных знаков и т. п. Горсовет и ГИБДД работают над выявлением и ликвидацией таких опасных участков до того, как произойдут аварии. Кроме того, комитет городского хозяйства горсовета и комбинат по благоустройству администрации Улан-Удэ запускают собственное производство дорожных знаков, что будет дешевле и быстрее проведения торгов.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях