539

Улан-Удэ - город в развитии

Новая команда мэрии сдала экзамен

Фото: Евгений Коноплев

Главным итогом годичной работы мэра Улан-Удэ Игоря Шутенкова и его новой команды, безусловно, является инфраструктурный прорыв муниципалитета. Счет инвестиций идет на миллиарды - такого еще не было в истории Улан-Удэ.

Город - часть Бурятии

Столица Бурятии имеет несколько особенностей, десятилетиями тормозящих экономику города. Это крайне растянутый географический объект, имеющий очевидные неблагоприятные условия для логистики, экологии и инфраструктуры. Есть еще одна проблема. Это непрекращающиеся миграционные потоки из сельских районов республики, поэтому численность агломерации стремительно растет и ушла далеко за полмиллиона человек.

Кроме того, прописанные в близлежащих сельских населенных пунктах также считают себя горожанами. Они ездят на работу в Улан-Удэ, лечатся, учат детишек и так далее. Например, Иволгинский район (Поселье, Сотниково), Тарбагатайский район (направление в Вахмистрово), Заиграевский район (направление Эрхирика).

Но, даже учитывая столь необычные факторы, в мэрии Улан-Удэ под руководством Игоря Шутенкова научились находить выходы из сложившихся ситуаций. В последние полтора года горожане не могли не заметить изменения в лучшую сторону. Прежде всего это касается инвестиций в инфраструктуру и социальные объекты города.

Строительство школ и детсадов

Самая большая социальная тема последних десятилетий. С исчезновением советской экономики перестали строиться детские социальные объекты, а многие здания были проданы частным структурам. Ситуация к нулевым годам XXI века стала катастрофической - тысячные очереди в детсады, несколько смен учащихся в школах. Но именно в последние полтора года с приходом новой власти в Улан-Удэ произошел прорыв.

Впервые за 2019 - 2020 годы начали строиться новые школы. Полностью возведена школа № 65 на Гагарина. Построена с нуля школа № 63 с пристроем. В данный момент строится школа № 40. Возводятся пристрой к школе № 49, самая большая школа в городе на Бурводе. Сдана 25 школа.

В прошлом году мэрия Улан-Удэ закупила 11 детсадов. Это интересная форма сотрудничества власти и бизнеса. И обывателям, вероятно, не совсем понятна суть - почему мэрия Улан-Удэ покупает готовые детсады. Раньше муниципалитет строил сам, а теперь отдает это частным компаниям.

Как показал опыт, силами муниципалитета детские сады строить дольше и дороже. Эти 11 объектов строительные компании строят на свои деньги, и потом мэрия покупает у них по той нормативной стоимости, которая установлена государством и техзаданием. Причем все объекты совершенно новые, это не бывшие в эксплуатации здания.

К тому же мэрия по стандартному варианту, на условиях муниципальных торгов, строит два новых детсада. Таким образом, в кратчайшие сроки Улан-Удэ получает 13 новых объектов и значительно снижает очереди в детсады.

Развитие дорожной сети

Еще одним прорывным проектом мэра Игоря Шутенкова и его команды подчиненных, безусловно, стали новые улан-удэнские дороги.

Для сравнения, если еще в 2017 году в Улан-Удэ тратилось на дороги 258 млн рублей в год. То теперь не менее 700 ежегодно. А вкупе с затратами на улучшение придомовых территорий, на асфальтовые работы в Улан-Удэ в 2020 году потратят не менее 1 млрд рублей - невиданная прежде сумма.

В 2021 году «дорожный бум» в Улан-Удэ продолжится. Мэрия Улан-Удэ уже сейчас готовит технические задания на реконструкции дорог конкретных улиц. До ноября этого года пройдут все торги, будут определены подрядчики. В следующем году в установленные сроки они будут готовы приступить к работам.

Но при всех дорожных финансовых успехах нельзя не упомянуть об имеющихся проблемах. Не секрет, что мэрия Улан-Удэ недовольна работой подрядчиков в этом сезоне. Заказчики да обычные жители Улан-Удэ отмечают неготовность строительной отрасли региона к таким городским объемам.

Но этому есть и объективные причины. Ранее город не имел больших финансовых возможностей в дорожном строительстве. Местные профильные дорожные компании перестали существовать. Только в последние полтора года параллельно с инвестициями в улан-удэнские объекты дорожное производство начало возрождаться.

При этом очень серьезно возрос контроль за качеством работы дорожных компаний. И команда Игоря Шутенкова, и депутаты горсовета пошли на невиданные меры открытости контроля за работами подрядчиков. Горожане в СМИ могут наблюдать за работами дорожников и приемом объектов практически в режиме онлайн. С рядом нерадивых подрядчиков контракты просто разрываются.

Как сейчас отмечают в мэрии Улан-Удэ, такой общественный контроль закалил подрядчиков. У последних пришло понимание, что «халява на отвали» не пройдет.

Развитие пассажирского транспорта в Улан-Удэ

В ближайшие годы стратегия мэрии Улан-Удэ по развитию пассажирского транспорта предполагает увеличение как автобусного парка, так и трамвайного.

Причем это кардинальные решения по увеличению салонов большой вместимости, следовательно, по постепенному уходу от небольших «маршруток» и приведение системы пассажирского автотранспорта к нормативам цивилизованных городов численностью свыше полмиллиона человек. И это реальность, которая может прийти к горожанам в ближайшие месяцы.

Судите сами - летом мэрия Улан-Удэ объявила о покупке сразу 42 муниципальных автобусов вместимостью до 50 человек. Таких изменений в пассажирском автобусном транспорте город не видел с советских времен. И они планируются на маршруты в отдаленные микрорайоны, где особо ощущается нехватка пассажирского транспорта.

В то же время мэрия не забывает о трамвайном обеспечении горожан. 15 новых трамваев «Львенок» себя отлично зарекомендовали, в том числе отработав нашу сибирскую зиму.

И, безусловно, мэрия задумывается о расширении трамвайной сети. В «Плане социально-экономического развития Улан-Удэ» есть наработки по развитию трамвайной сети и «Восточный», и на юго-запад, и на юго-восток Улан-Удэ.

Но необходимо признать: трамвайный транспорт без федеральной помощи в Улан-Удэ развивать крайне тяжело. Вот лишь несколько цифр. На сегодня в Улан-Удэ 56 километров трамвайных путей. За один год при имеющихся ресурсах мэрия может модернизировать 1,5 километра уже имеющихся путей. На протяжении последних лет муниципалитет последовательно выделяет на эти цели не менее 100 млн рублей. Это максимум в условиях имеющейся экономики муниципалитета.

На сегодня при таком количестве путей и вагонов мэрия Улан-Удэ дотирует МУП «Управление трамвая» на 180 млн рублей в год. Мэрия прекрасно осознает, что трамвай - социальный транспорт. Поэтому нельзя резко, до экономически обоснованного уровня повышать тарифы для населения. Следовательно, есть компромисс между развитием транспортной трамвайной сети и возможностями населения Улан-Удэ ежедневно платить за транспорт.

Игорь Шутенков и команда справляются

Прошло чуть более полутора лет со дня начала работы Игоря Шутенкова на посту мэра и год со дня выборов. И теперь совершенно очевидно, что и мэр, и его новая команда, безусловно, отвечают тем вызовам, с которыми сталкивается экономика полумиллионного города.

Все многочисленные инфраструктурные проекты возводятся не только в срок, но и иногда досрочно. Планируемые дороги, школы, детсады - в процессе строительства или в планах на уровне финансирования или уже подготовки техзаданий.

Политические спекуляции, равно как и сомнения, к осени 2020 года остались в прошлом. Игорь Шутенков и команда подчиненных доказали свое право руководить городом результатами.

Автор: Даша Александрова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях