вокзал
15478
11

Миллиард без «вау-эффекта»

Почему железнодорожный вокзал Улан-Удэ впечатляет только суммами, потраченными на ремонт, а не самим ремонтом

Коллаж infpol.ru

В конце июля в столице Бурятии торжественно открылся обновленный железнодорожный вокзальный комплекс. Реконструкция началась два года назад и состояла из нескольких этапов. Общая площадь строительных работ превысила 3,8 тысячи квадратных метров, а их стоимость составила почти миллиард рублей. 

Однако никакого «вау-эффекта» объект не произвел ни на жителей, ни на гостей города и даже вызвал недоумение. Горожане уверены, что подобная реконструкция не могла стоить так дорого, ведь, по сути, ничего не изменилось. О том, что все же изменилось на железнодорожном вокзале Улан-Удэ, стал ли он лучше и стоит ли затраченных средств, – в материале «Информ Полиса». 

Что на бумаге?

Реконструкция вокзала началась в июле 2018 года и должна была завершиться в конце 2019 года. Однако открытие перенесли на первый квартал 2020 года, но в результате оно состоялось лишь в третьем. Изначально на обновление здания 1900 года постройки планировали потратить 800 млн рублей, но конечная сумма стала больше на более чем 150 млн рублей. В итоге площадь объекта увеличилась на 1,2 тысячи квадратных метров. 

На станцию Верхнеудинск (Улан-Удэ) 15 августа 1899 года прибыл первый железнодорожный поезд. Фото: Гудок.ру

По информации ВСЖД, модернизации подверглись само здание, конкорс, пассажирские платформы и пешеходный переход, а также приведена в порядок прилегающая территория. Сейчас на вокзале размещены билетные кассы, комнаты отдыха, кассовый зал, бизнес-зал, зал ожидания, камеры хранения, комната матери и ребёнка, санитарно-бытовой комплекс, игровая комната и другие помещения. Стало больше номеров для длительного отдыха пассажиров. 

На вокзале установили лифты, оборудовали подъёмник для посадки в вагон и пандусы. Появилась там и касса для маломобильных пассажиров и людей с нарушениями слуха или зрения. А на полу, ступенях, ходах и поручнях – тактильные указатели, которые помогают в навигации по зданию. Полностью обновлена система навигации и информирования – объявления по громкоговорящей связи и на табло появляются в автоматическом режиме. Обеспечен сквозной проход на конкорс, соединяющий вокзал с путями прибытия и отправления поездов. В рамках обновления были объединены два отдельно стоящих здания. 

Реконструкция Улан-удэнского железнодорожного вокзала обошлась в 950 млн рублей. Фото: пресс-служба правительства Бурятии

На сайте infpol.ru под новостью об открытии вокзала читатели не поверили, что подобная реконструкция могла стоить 950 млн рублей. 

Они написали: «Надо посмотреть выполненные работы по смете», «Вывески повесили, плитку заменили, дешевый сайдинг, нелепые цвета, здание тоже старое, пристроев фактически нет». 

«Инвалидам-колясочникам как был недоступен подъем/спуск по лестнице с платформы на/с виадука, который над лестницами в город и к вокзалу ведет, так и остался. Не дали денег на самый главный лифт, у виадука при платформах, чтоб свободно приехать-уехать. Надо, как раньше, за месяц бригаду извещать, чтобы на руках, шатаясь, коляску с инвалидом по лестнице тащили». 

«Был там. Теснота как была, так и осталась. Какие еще 1,2 тысячи квадратов? Где они? Табло у путей не работают. На входе/выходе полиция вообще что попало устроила – народ толпой скапливается у металлодетекторов. Чего они там ищут? Не знаю, куда деньги ушли». 

«Нужно срочно проверить прокуратуре. Там точно коррупция, примерно половина от суммы налево ушла. Ну не может быть, что за какой-то дешевый ремонт аж миллиард рублей». 

Один из читателей считает, что за миллиард можно было построить совершенно новое здание. В пример он привел строительство самой большой в Бурятии школы на Левом берегу за почти 1,5 млрд рублей. Образовательное учреждение строят с нуля – предусмотрены центральное отопление, два бассейна, спортзал на три баскетбольных поля, уличный стадион, два актовых зала и современное оборудование. Понятно, что все это и не нужно главному транспортному узлу города, но не помешали бы комфорт, удобство и безопасность. 

Не новое, а незабытое старое

Журналист «Информ Полиса» решил проверить, так ли плох железнодорожный вокзал, как о нем говорят. Издалека сразу видны закрытый виадук, сайдинг и новая плитка. Вблизи же в глаза бросаются «косяки» - краска на колоннах и стенах потрескалась, где-то отсырела, лестницы, перила и сиденья грязные, обшарпанные, плитка ходуном ходит. Громкоговорящая связь действительно стала лучше: если раньше это было неразборчивое бульканье, то теперь четко слышны объявления. Но это не дает ощущение новизны и гостеприимства. 

Как и раньше, «входная группа» в Улан-Удэ наглухо закрыта для туристов. Несмотря на то что в ремонт и реконструкцию вокзала «вбухивают» огромные деньги, строят шикарные переходы, устанавливают рамки, а о такой мелочи, как эскалатор, забыли. Если не эскалатор, то установили бы хоть «бегущую ленту» для вещей! Однако людей продолжают вынуждать тащить чемоданы, сумки и рюкзаки на высокие лестницы, рискуя в прямом смысле здоровьем. 

Широкая лестница ведет от остановки в здание вокзала, на нем размещены пандусы. Однако и он не идеален. Один из пандусов «недотянул» одну ступеньку. При этом на открытии железнодорожного вокзала уверяли, что он полностью подходит для маломобильных граждан.

Пандус возле остановки «Железнодорожный вокзал» сделан некачественно. Фото: соцсети

При нашем визите ни один из лифтов на виадуке не работал «по техническим причинам» и был перекрыт ограничительной лентой. И пандусов там не предусмотрено. Остается загадкой, как колясочники должны попадать на другие платформы. Тактильные указатели на полу имеются, некоторые выглядят как новенькие, но некоторые расколоты. На одной из платформ с ними работала бригада рабочих. 

Согласно своду правил «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения», удаление остановочных пунктов городского транспорта от входов в вокзал должно составлять не более 150-200 метров. Остановка «Ж/д вокзал» отвечает этим требованиям. Но туда приезжают только три маршрутки – 4, 23 и 155, остановка об этом не оповещает туристов. Несколько лет назад сюда приезжали 36 и 63. Понятно, что это не может удовлетворить все население, поэтому оно вынуждено ездить на своем транспорте или на такси. Многие люди, без большого багажа и детей, пользуются маршрутками и трамваями, доезжая до остановки «Сельскохозяйственная академия». Им приходится идти 700 метров. 

Тем, кто не хочет идти, придется платить. В начале августа на официальном сайте «РЖД» появилась информация о том, что на парковку железнодорожного вокзала Улан-Удэ можно теперь попасть только через шлагбаум. На въезде автомобилистам выдают талон, а при выезде просят оплатить время пребывания машины. Первые 15 минут – бесплатно, час стоит 100 рублей, а сутки – 150 рублей. Улан-удэнцев такое положение дел возмутило. Неудивительно, ведь  такого нет во многих городах, например в Иркутске. При этом администрация вокзала не несет никакой ответственности за сохранность автомобиля, то есть это платная неохраняемая парковка. Тогда какие именно услуги оплачивают граждане – неизвестно. 

Обойти весь вокзал не удалось – бдительные сотрудники потребовали прекратить фотосъемку, удалить снимки, а также пригрозили серьезными санкциями, но какими именно, рассказать отказались. Прошлым летом, когда в бурятской столице прошли ливни с грозами и град, наш фотокорреспондент без согласования зашел в здание вокзала и снял зал ожидания на втором этаже, где отсырел потолок

Юрист Борис Бальжиев прокомментировал запрет на съемку на железнодорожном вокзале. По его словам, по общему правилу, если фотографирование или видеосъемка осуществляются «в личных целях», действует статья 1273 ГК, разрешающая снимать что угодно. Единственное ограничение, имеющее отношение к съемкам, — запрещено делать так называемые «экранные копии» фильмов (п. 1, пп. 5). 

- Но если фото и видео осуществляет журналист для выполнения профессиональной деятельности, то на основании требований ФЗ от 9 февраля 2007 года № 16 «О транспортной безопасности» и «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных приказом Минтранса № 43 от 8 февраля 2011 года, необходимо получить разрешение Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД», предварительно подав туда заявку, - говорит он. 

Могло быть лучше

Многие вокзалы в России оставляют желать лучшего. Но неужели так везде? Проведем параллели между вокзалом в Улан-Удэ и открывшимся в это же время Ивановским железнодорожным вокзалом после масштабной реконструкции. К тому же население городов практически одинаковое – 439 и 404 тысячи человек соответственно. 

Обновление железнодорожного вокзала в Иваново стоило 1,2 млрд рублей. Фото: пресс-служба правительства Ивановской области

В Иваново на обновление вокзала потратили немного больше денег – 1,2 млрд рублей, он был построен в 1933 году. Там отремонтировали кровлю, фасад, укрепили фундамент, заменили окна, стены, элементы несущих конструкций, дренажную систему и все технические и инженерные коммуникации. Это по-настоящему масштабные работы, в сравнении с которыми в Улан-Удэ провели косметический ремонт. 

В городе невест также позаботились о маломобильных гражданах, но для них сделали пандус с отдельной адаптированной дверью. Появилась новая низкая платформа с мобильным вертикальным подъемником для посадки/высадки колясочников. Обустроен подземный пешеходный переход, оснащенный пандусами и подъемниками. Понятно, что на них можно катить сумки на колесиках. У нас же на виадуке есть лифты, которые просто не работают. 

Также в Ивановском железнодорожном вокзале появились тяжелые маятниковые двери с тактильными накладками, первая платформа стала высокой, уложен железнодорожный путь длиной более 300 метров. В этом городе сделали немало работ, которые направлены лишь на обеспечение удобства пассажиров. Да, эскалаторы и «бегущие линии» не появились, но можно пользоваться пандусами. 

Для улан-удэнцев и гостей столицы обновленный железнодорожный вокзал стал разочарованием и предметом для обсуждений. Возможно, огромные средства, потраченные на реконструкцию, ушли на покупку предметов искусства и фотоуголков. Но лучше от этого никому не стало. То, что должно работать, не работает, а то, в чем нуждались люди, не появилось. Входная группа не стала тем объектом в городе, в котором хочется находиться и возвращаться. Она по-прежнему остается закрытой для туристов, несмотря на вложенные средства и потраченное время.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях