Еда
2076
15

«Питаться корой и ягодами»

Производство хлеба, сыра и кефира могут запретить

Фото представлено героями материала

14 июля Минприроды России вынесло на общественное обсуждение новый перечень видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (БПТ).

Расширенный список предлагают дополнить мораторием на производство продуктов биотехническими методами. Это может привести к тому, что в 50 километрах от священного озера нельзя будет производить определенные продукты питания. Депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Щапов прокомментировал инициативу Минприроды.

- Очередной пример, как непродуманные решения из Москвы ставят под угрозу жизнь наших земляков. Биотехнологические методы – звучит угрожающе. Сразу представляются чаны с зелёной светящейся жижей на берегу озера. На самом деле брожение дрожжей в тесте, элементарное сквашивание молока – тоже биотехнологические методы. То есть если этот пункт останется, то в пределах 50 километров от Байкала нельзя будет производить йогурты, кефир, хлеб, сыр и подобные продукты. Московским чиновникам такие простые вещи, видимо, неизвестны. Местным жителям, похоже, предлагается питаться корой и ягодами, - возмутился Михаил Щапов.

Отметим, что в Иркутской области обсуждение данного постановления имело более резонансный эффект, чем в Бурятии. Возможно, в силу того, что на западной стороне Байкала работает большее количество ферм и сельхозпредприятий, которые могут попасть под «регуляторную гильотину».

Дилемма: переехать или закрыться

Возле Байкала официально работающих в этом направлении можно посчитать по пальцам, ведь многие хозяева гостевых домов и кафе давно не производят хлеб и кисломолочные продукты. Все покупается в магазинах. Так легче и удобнее. Однако не надо снимать со счетов тех, кто в свое время решил заняться благородным, но, как оказалось, неблагодарным делом и сейчас вопрос о существовании немногочисленных предприятий «висит на волоске».

В Кабанском районе на берегу Байкала с 2015 года работает «Оймурская сыроварня». Хозяин предприятия Александр Сафронов выкупил заброшенное здание и отладил производство. Сегодня бренд сыра «У озера» знают многие жители республики.

- Мы с трудом дело развили, наш сыр сегодня узнаваем, так как это экологически чистый продукт. Однако, если перечень в таком виде примут, производство, скорее всего, переедет, - сказал он и, немного подумав, добавил: - Естественно, придется изменить всю структуру работы, увеличится себестоимость и сам факт существования сыроварни встанет под вопросом.

В 50 километрах от берега «священного озера» с 2006 года работает молочная ферма ООО «Рубин». На предприятии трудится порядка ста человек. Директор Александр Никонов подчеркивает, что нужно понимать, какие организации могут принести потенциальный вред окружающей среде, а какие не вредят экологии.

- Я понимаю, что заводы, карьеры могут принести большой вред, но в занятии сельским хозяйством не вижу ничего вредного, поскольку мы занимаемся тем видом деятельности, которая гармонирует с окружающей средой, - комментирует Александр Никонов. - Почему-то всё поставили под запрет, и страдаем в первую очередь мы, сельхозпроизводители. Дело дошло до абсурда.

В ходе беседы Александр Никонов отметил, что желания строить и облагораживать территорию хоть отбавляй, однако, по закону «Об охране озера Байкал», никаких реконструкций и ремонтных работ предприятие делать не имеет права.

- На территории запрещены новое строительство, реконструкция старых объектов. Хотя для производства потребность имеется. Чем тогда народ должен заниматься? Итак все пришло в упадок, и если мы не станем совершенствовать все, что есть, то народ работать не будет. Молодежь продолжит уезжать, те, кто постарше, в таких условиях работать не смогут, - сетует производственник.

Руководитель партпроекта «Единой России» «Экология», и.о. президента Торгово-промышленной палаты Бурятии, депутат Народного Хурала Дмитрий Дружинин считает, что подобные инициативы должны обсуждаться сначала с населением и с экспертами по экологии.

- На Байкале и так уже действует достаточно ограничений, там и так уже открыть новые производства нельзя. И сейчас мы просто впадаем в очередную крайность. Раньше на Байкале строили Бумажно-целлюлозный комбинат, например, а сейчас запрещают хлеб печь, что ли? Нужен разумный подход. Лучше подумать над тем, как можно без ущерба для природы с использованием современных экологичных технологий создать новые производства. Да, это более сложный и долгий путь, но более эффективный. В конце концов, нельзя просто так у местного населения, столетиями жившего на берегах Байкала, отбирать право на труд и право вести экономическую деятельность. Сначала нужно устроить общественные слушания, затем принимать законопроекты. Ведь всегда можно договориться и найти решение, - говорит Дмитрий Дружинин.

В чьих-то интересах?

Фермеры не против ограничений, однако они подчеркивают, что до парадокса доводить тоже не стоит. Во время опроса предпринимателей некоторые осторожно высказывали мнение «об игре, в которую простые люди не посвящены». Отметим, что во втором пункте проекта постановления запрет на хозяйственную деятельность на Байкале не распространяется на инвестиционные проекты, которые реализуются на основании актов федерального правительства, а также указов, распоряжений и поручений президента России. Если его примут в таком виде, в ЦЭЗ можно будет делать всё, что угодно, если это согласовано кабмином либо утверждено указами, распоряжениями и даже поручениями главы государства. Пункт с поблажками для инвесторов вызвал бурную реакцию общественности, и на федеральном портале проектов НПА против него высказались более 11 000 человек.

Начальник штаба добровольческого корпуса “Байкал” Солбон Санжиев считает, что данный проект постановления можно интерпретировать неоднозначно.

- Из-за того что они отсылочными моментами хотят поправки внести, даже сами экологи затрудняются поставить точный диагноз. Отсылка идет на другой документ, а в том документе ссылка на третий документ. Таким образом, возникает ощущение, что есть желание протащить интересы определенных групп людей, - говорит Солбон Санжиев.

Подойти к перечню детально

Известный общественник Андрей Бородин, в свою очередь, прокомментировал включение производства продуктов биотехническими методами в перечень запрещенных видов деятельности.

- По моему мнению, это виды деятельности, связанные с развитием новых видов растений или модифицированных сельхозкультур, которые являются не характерными для нашей территории. Многие знают ситуацию с борщевиком. Это сорняк в центральной части России, который случайно попал на территорию. Его никак не могут извести. Против него и химию применяют, и массовые вырубки, но результата нет. Если на нашу территорию попадет растение агрессор либо другой вид популяции, экосистема Байкала тонко отреагирует на какие-либо изменения и последствия могут быть угрожающими, - пояснил он.

Конечно, все понимают, что производство сыров, творога и хлеба не несет негативных последствий, поэтому общественники предлагают не включать в этот перечень размытые понятия, а конкретно указывать виды деятельности, которые могут нанести вред экосистеме Байкала.

- Но почему они в один ряд становятся с добычей полезных ископаемых и т. д., наверное, это отчасти обоснованно. Потому что мы понимаем, есть целая наука по генной модификации ГМО, вывод новых видов сортов растений и животных и эти эксперименты не всегда имеют устойчивую практику. Через 20 лет мы не знаем, какого рода изменения могут произойти. Поэтому с точки зрения логики и использования такого запрета есть тому оправдание, но его надо детализировать вплоть до конкретных видов деятельности, - подчеркивает общественник.

Без экспертов

Андрей Бородин также подчеркнул, что Бурятии крайне необходимы свои экологи-эксперты, которые могли бы детально давать характеристики по всем видам деятельности. А пока мы довольствуемся лишь эмоциональными высказываниями, без намеков на собственные экспертизы и лабораторные исследования. На сегодня общественное обсуждение проекта постановления закрыто, федеральное ведомство решило повременить с принятием нашумевшего документа.

- Проект перечня запрещённых видов деятельности в ЦЭЗ будет дорабатываться, – сообщает депутат Госдумы Николай Будуев. – Ответил на приглашение Минприроды – буду принимать участие в разработке нового документа. На одной площадке впервые удалось собрать бизнес, власть, науку и экоактивистов. Для Байкала это важный вопрос, а для жителей центральной экологической зоны – один из важнейших.

Как будут развиваться события дальше, следим вместе с вами.

Автор: Анастасия Аюшеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях