история
37013

Что общего между Восточным Новым годом в Кремле и декадами искусства Бурятии в Москве?

Журналист «Информ Полиса» окунулся в историю и нашел немало общего между 1940, 1959 и 2020 годами

Сагаалган в Кремле, февраль 2020 года. Фото: пресс-служба администрации главы и правительства Бурятии

Многие сравнивают Сагаалган, прошедший 25-26 февраля в Государственном Кремлевском дворце, с первыми декадами культуры и искусства в Москве. Особенно с первой декадой, поскольку она, как и прошедший праздник Бурятии в столице России, прошла впервые в истории нашей страны. И это не единственная историческая параллель. 

80 лет назад  наша республика провела декаду своего искусства в Москве. Причем, сразу после декад  союзных республик. Украина и Казахстан сделали это в 1936 году, Грузия  и Узбекистан - в 1937, Азербайджан - в 1938, Киргизия и Армения - в 1939. Тогда молодой композитор Арам Хачатурян показал москвичам балет «Счастье».  На 1940-й год дошла очередь до Белоруссии и нашей республики. Она тогда называлась Бурят-Монгольская и как автономная республика входила в состав РСФСР. Как наша республика оказалась в этом почетном списке союзных республик? По версии нашего коллеги, историка по образованию, Сергея Басаева, перспектива скорого придания Бурят-Монголии статуса союзной республики (так же, как это произошло, например, с Карело-Финской ССР в 1940 году) была более чем очевидна. 

- Бурят-Монголия морально была уже готова стать союзной республикой, а Улан-Удэ - столицей новой (объединенной с Монголией?) Бурят-Монгольской ССР, – считает Сергей. - Таким образом, во всей этой «культурной» кампании с участием союзных республик виден явный политический заказ - желание Сталина показать торжество своей национальной политики. К середине 30-х годов прошлого века Михей Ербанов находился на пике своей политической карьеры, а сама Бурят-Монголия готовилась вслед за Казахстаном и Киргизией сменить статус автономной республики и стать двенадцатой по счету союзной республикой. Напомним, что в 1936 году в СССР входило 11 союзных республик. Три прибалтийские страны и Молдавия еще только ждали своей очереди на вступление в «семью советских народов». 

Кураторы из Москвы 

Первую декаду Бурят-Монгольского искусства 1940 года в Москве готовили чуть больше года. В Улан-Удэ прибыли художественные руководители – представители комитета по делам искусств при Совнаркоме РСФСР. Среди них, будущий величайший балетмейстер и хореограф ХХ века Игорь Моисеев. Тогда он еще молодой основатель Государственного академического ансамбля народного танца, который  до сих пор называют «моисеевским». Кому как не ему было отвечать за хореографическую часть декады? Ее художественным руководителем стал главный режиссер театра им. Станиславского Иосиф Туманов. Профессиональное искусство нашей республики на тот момент было представлено следующими учреждениями: государственный театр русской драмы, национальный драматический театр и государственная филармония.  Между тем, программа первой  декады бурят-монгольского искусства предусматривала показ двух музыкальных драм «Баир» и «Шампи», оперных и концертных выступлений, выставки произведений изобразительного искусства. Пришлось привлекать студентов театрально-музыкального училища. 

- Ныне все богатство инструментария бурят-монгольского народа должно быть восстановлено в попранных правах. Не два инструмента (лимба и хур) должны входить в оркестр, а не менее десятка, в том числе вишхур (род гобоя), ударные, гигантские трубы и др. Народное пение бурят – унисонно, т.е. одноголосно. Это требует от композиторов, обрабатывающих народные мелодии, очень большой чуткости, художественного такта в нахождении гармонизации… - обратилось к читателям в «Бурят-монгольской правде» от 29 декабря 1939 года художественное руководство первой декады. 

Иосиф Туманов с бурятскими артистами на первой декаде.Фото: архив министерства культуры Бурятии

В 2020 году главным режиссером-постановщиком Восточного Нового года в Кремле стал зампредседателя Союза цирковых деятелей России Леонид Ситов. Его огромный опыт постановки больших зрелищных мероприятий и знание современных технологий  световых шоу позволило ему блистательно провести осенью 2019 года красочное открытие чемпионата мира по женскому боксу в Улан-Удэ. Тогда в прямом эфире федерального телеканала «Матч ТВ» без сучка и задоринки, без секунды промедления 900 артистов Бурятии показали всю красоту нашей культуры. Режиссером-постановщиком работала худрук бурятского цирка Туяна Догданова. И этот опыт позволил государственному цирку нашей республики выступить оператором такого грандиозного мероприятия как Сагаалган в Кремле. Директор цирка Наталья Борисова сумела за короткий срок познакомить Леонида Ситова с традициями и обычаями народов Бурятии, священнослужителями и деятелями культуры. Так родилась идея символически представить республику через 5 стихий – первоэлементов Вселенной. 

«Шаман не лечит, а калечит»

80 лет назад перед республиканским Домом народного творчества поставили задачу – выявить в народе талантливых и самобытных мастеров искусства и привлечь их к участию к декаде. Для выявления лучших решили провести республиканскую олимпиаду художественной самодеятельности и выставку изделий народно-художественных ремесел. Профессиональных художников обязали не только оформить театр к декаде, но и подготовить 30-40 оригинальных работ. Среди них выделялась картина Ивана Аржикова с говорящим названием «Шаман не лечит, а калечит». Напомним, что это был конец 30-х годов, наполненных репрессиями и борьбой с религией. А в дни Восточного Нового года в Кремле к ламам-астрологам и врачам Центра Восточной медицины выстраивались огромные очереди из желающих узнать свой прогноз на год и определить диагноз по пульсу. 

- Уже сейчас начинает переводиться на бурят-монгольский язык текст ряда оперных произведений классиков, бурят-монгольские композиторы в содружестве с русскими приступают к созданию новой советской оперы о жизни бурят-монгольского народа, – писала «Бурят-Монгольская правда» 31 октября 1940 года. 

Сегодня бурятские рэперы становятся лидерами в монгольском мире. Московские журналисты наших дней, впечатленные бурятской эстрадой, даже предложили отправить певицу Мэдэгму Доржиеву на «Евровидение». 

Ритуальный танец в спектакль

- За этот короткий период подготовки к декаде мы в своем творческом росте должны продвинуться на 10-15 лет вперед, – предупредил режиссер Гомбо Цыдынжапов, будущий директор оперного театра. 

Сам он при постановке спектакля «Баир» решился включить в него элементы буддийской ритуальной пантомимы «Цам». И это во времена полного запрета на буддийскую религию в СССР. Поэтому главным героем этой сцены спектакля стал Белый Старец, как самый близкий к народу персонаж Цама. Цыдынжапов сам напевал многие мелодии Цама композитору и обсуждал сценический вариант Цама с Игорем Моисеевым. Интересно, что для того спектакля частично использовали подлинные ламские костюмы, которые сохранились после закрытия и разрушения дацанов. А настоящие маски оказались настолько большими и тяжелыми, что после жалоб танцоров им изготовили более маленькие и легкие копии из папье-маше. Но даже в этом варианте сцена поразила самых искушенных зрителей. 

- Танец масок «Цам», который мы увидели в спектакле, большое событие. Оно, безусловно, обогащает каждого из нас, мастеров театра. Это замечательный образец подлинно народного искусства. Великолепно поставленный на стройной сюжетной основе танец является поистине сказочным явлением, – привела мнение народного артиста СССР С.В.Образцова «Бурят-Монгольская правда» от 24 октября 1940 года. 

Позже этот танец под названием «Сон старика» перешел как отдельный номер в репертуар ансамбля «Байкал». Он, как и многие наши прославленные коллективы зародился благодаря той первой  декаде. На нее выехали не только профессиональные творческие коллективы, но и самодеятельные. Это русский семейский хор села Большой Куналей и эвенкийский хор. 

- Песенное искусство семейского народа, танцы бурят (ёхор) и эвенков призваны расцветить и разнообразить программу заключительного концерта – говорилось в «Бурят-монгольской правде» того времени. 

Общее количество участников первой декады составляло 750-800 человек. Спустя 80 лет, кроме музеев и театров культуру Бурятии в Кремле достойно представили цирковая школа и государственный цирк республики. Русскую культуру ярко показали тарбагатайский ансамбль «Судьбинушка» и муниципальный театр «Забава». Эвенки из села Улюнхан Курумканского района сопроводили народной песней эвенкийский танец в исполнении ансамбля «Байкал». 

Грандиозное открытие

- 18 октября 1940 г. состоялся общественный просмотр «Энхэ». Критики отзываются, что это лучшая национальная опера Советского Союза. Батурин, Петрова, Балдаков стали известны всей Москве… Комитет искусств решил открыть декаду вместо «Баира» – «Энхэ». По окончании просмотра, театральная общественность долго и горячо приветствовала авторов и постановщиков. Тот момент, когда «Энхэ» на руках баторов подымается вверх на щитах, театр встретил стоя, последние аккорды оркестра потонули в громе аплодисментов… - писала «Бурят-монгольская правда» 20 октября 1940 года об открытии декады бурят-монгольского искусства в Москве. 

Надежда Петрова. Фото: архив министерства культуры Бурятии

Такой же гром аплодисментов сопровождал каждый номер прошедших концертов в Кремле. В феврале 2020 года на Сагаалган аккредитовалось почти 190 журналистов, большей частью из федеральных СМИ. И все они написали восторженные отзывы. Наши читатели уже видели репортажи центральных телеканалов. 

- В то мгновение, когда в торжественном и притихшем зале Большого театра СССР погас свет, зрители перенеслись в бурят-монгольские степи. Был яркий, солнечный день, вдали чернели силуэты гор, облака плыли в высоком голубом небе. Музыканты, певцы и плясуны собрались на праздник, шумный, красочный и веселый праздник победы – писалось в статье «Заключительный концерт», перепечатанной из газеты «Правда». 

- 23 октября открывается выставка в музее восточных культур. Вчера состоялся прием редакцией «Комсомольской правды» участников декады Цыдынжапова, Балдано,  Сыденова, Миронова, Гармаевой, Жигжитовой, Цыреновой, Языковой, Туманова, Степановой, Эделя… - сообщала пресса тех времен. 

На втором показе драмы «Баир» присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов, Жданов. На очередном показе первой национальной оперы «Энхэ-Булат батор» был аншлаг и снова положительные отзывы. На спектакле присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов, Микоян, Берия, Маленков. 30 октября в Кремле состоялся прием участников декады.  В Георгиевском зале для гостей был дан концерт. В этом году Бурятия представляла свое искусство не десять, а два дня. Но зато в самом большом зале на 6000 зрителей на главной сцене страны – Государственном Кремлевском дворце. 

80 лет назад на выставке изобразительного искусства Бурят-Монгольской АССР выставили около 700 экспонатов – произведения живописи, скульптуры, графики, лучшие образцы народного художественного творчества. На Сагаалган в Кремле тоже привезли лучшие творения наших художников. А самые раритетные картины из фондов Национального музея представили уже в необычном новом формате. Современные технологии, используемые телекомпанией «Ариг Ус», позволили оживить их на экране. 

По итогам первой декады Бурят-Монгольский государственный музыкально-драматический театр наградили орденом Ленина. Гомбо Цыдынжапову присвоили звание народного артиста СССР и вручили орден Ленина.  18 участников декады наградили орденом Трудового Красного Знамени и 37 – медалью «За трудовое отличие». Многие артисты получили звания заслуженного артиста РСФСР. Хореограф декады Игорь Моисеев получил свое первое почетное звание – Народного артиста Бурят-Монгольской АССР. 

Вторая декада

Через 19 лет после первой декады изменилось многое. Из названия республики исчезло «монгольская» и в 1959 году готовился 300-летний юбилей добровольного вхождения Бурятии в состав России. Этой дате посвятили вторую декаду Бурятского искусства и литературы. Республике было что показать. Прежде всего, балет-поэму «Красавица Ангара», сразу ставший визитной карточкой Бурятского театра оперы и балета. Одноименный номер по мотивам этой же легенды украшает сейчас и репертуар бурятского цирка. И режиссеры Сагаалгана в Кремле гениально объединили два этих номера. Даже на репетиции журналисты сначала подумали, что это балетный дуэт неожиданно взмыл вверх и виртуозно исполнил акробатические трюки в воздухе. 

Фото: vk.com/circus_03

Между тем, и вторая декада нашего искусства не обошлась без знаменитого Игоря Моисеева. Его, уже хорошо знавшего бурятских артистов, первоначально позвали на постановку балета «Красавица Ангара». Но ставший знаменитым хореограф не успевал  приезжать в Бурятию из-за дальних гастролей. Так в Улан-Удэ появился молодой выпускник ГИТИСа Михаил Заславский. Он, как и Леонид Ситов, много ездил по районам, изучая народные песни и танцы, костюмы и традиции.  Так родился балет на сплаве бурятского народного и классического танца. Игорь Моисеев нашел время для постановки двух больших дуэтов-адажио Енисея и Ангары в первом и третьем актах. Исполнители главных ролей Лариса Сахьянова и Петр Абашеев ездили для постановки этих адажио к Моисееву в Москву. В декабре 1959 года спектакль «Красавица Ангара» на второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве произвел фурор.  

Лариса Сахьянова и Петр Абашеев в балете «Красавица Ангара». Фото: пресс-служба БГАТОиБ

- Я очень рада присутствовать при рождении профессионального балета одного из народов нашей страны. Спектакль произвел хорошее впечатление. Материал для балета выбрали интересный – это что-то эпическое, величественное, как сам Байкал. Балет оформлен очень красочно, по всему чувствуется, что его создавали с любовью, – привела отзыв знаменитой Галины Улановой газета «Правда» от 7 декабря 1959 года. 

Спустя 51 год на Сагаалгане в Кремле одна из последних учениц Ларисы Сахьяновой народная артистка Бурятии Лия Балданова с коллегами представила отрывок из легендарного спектакля.

Лия Балданова в легендарном балете. Фото: uuopera.ru

Студенты – артисты

Без талантливых студентов не проходит ни один смотр. Но если на Сагаалган в Кремле поехали учащиеся цирковой школы и студенты колледжа искусств, то на вторую декаду прошел жесткий отбор студентов  зооветинститута, ныне БГСХА. Почему же на декаду отобрали именно студентов зооветеринарного института? 

Чтобы понять ответ на этот вопрос, вновь окунемся в историю полувековой давности и увидим, что это был главный вуз республики. Да и было их вместе с пединститутом всего два. Ведущими отраслями сельского хозяйства Бурятии были мясное животноводство и овцеводство. Их необходимо было обеспечить специалистами всех видов животноводства. Только в 1955 году в зооветинституте открылся технологический факультет, в 1962 году преобразованный в Восточно-Сибирский технологический институт. В эти годы в условиях соперничества нашей страны с США авторитет вузов, престиж науки и образования в обществе стал чрезвычайно высок. Предпочтение в те годы отдавалось техническим и естественным дисциплинам. Гуманитарное образование считалось уделом девушек. Именно к этому времени относятся известные споры «физиков» и «лириков». Престиж естественных наук был так высок, что в зооветинстиут  поступали самые талантливые молодые люди. Отсюда - особое увлечение студенчества тех лет поэзией, музыкой, искусством. Студенческая самодеятельность второй половины пятидесятых годов  охватила все вузы страны. Студентов той поры считают самыми «счастливыми студентами». В искусстве  началась оттепель, в кино показывали зарубежные фильмы, казалось, что открыты все дороги. Именно в эти годы студентом был будущий великий драматург Александр Вампилов. Потому и новый учебный  1959 год для студентов Бурят-монгольского зооветинститута начался с подготовки ко второй декаде. Вуз будет переименован в Бурятский сельскохозяйственный институт уже после декады в 1960 году. 

Студентам-участникам декады невероятно повезло с руководителем. Хореографом у них был энтузиаст бурятского танца Федор Сергеевич Иванов. Он не ограничивался воспроизведением старых танцев, постоянно добавлял новые элементы. Поставленный им танец «Наездники»  невозможно спутать с аналогичными танцами других народов. 

- Началась подготовка к декаде, – написал 9 сентября 1959 года в своей записной книжке студент третьего курса агрономического факультета Чимит Дымчиков. 

Далее блокнот  испещрен записями о репетициях и одним радостным восклицанием «Выходной!». Чимит Дымчиков  с детства увлекался музыкой. Инструменты в послевоенное время были большой редкостью, и еще малышом Чимит сооружал из жил и консервной банки своеобразный морин хуур. Позже  сам научился играть на гармони, подбирая на слух песни, звучащие из репродукторов. Природа одарила его настолько прекрасным голосом, что после декады руководство оперного  предложило студенту Дымчикову перейти в театр. Но он предпочел вернуться в родную Еравну. Другая участница декады Евдокия Жамсаевна Дамбаева, в девичестве Хамаганова, с улыбкой вспоминала, как делегация артистов ехала в Москву на поезде. Долгое время в дороге использовали для репетиций. 

- Я репетировала индийский танец между сиденьями в плацкартном вагоне, – со смехом рассказывала она. 

Из того же блокнота  Чимита Дымчикова мы узнаем, что студентов поселили в гостинице «Армения». Профессиональных артистов, прошедших через годы гастролей, было трудно удивить чем-то в Москве. А студентам и участникам самодеятельных сельских коллективов порой казалось, что они во сне. После студенческого общежития московская гостиница казалась чудом комфорта. Незабываемые впечатления оставляли экскурсии по Москве, заполненной сталинскими новостройками, выступления на сценах  лучших театров страны. 

У истоков «Байкальских волн»

- После декады я, как отработавшая пионервожатой 2 года, поступила в пединститут и на первом курсе начала ходить в танцевальный коллектив. Со мной там танцевали Аюша Данзанов и Наталья Будаева, будущая жена Дугаржапа Дашиева, в то время студенты музучилища. С радостью встретилась со старыми знакомыми с декады, – вспоминала участница второй декады Евдокия Жамсаевна. - Помню, как Ким Уланов, Чимит Дымчиков, Степан Болотов, Комиссаров Матвей спорили, как назвать ансамбль. У Чимита Дымчикова, как уроженца Еравны, был прекрасный литературный язык, и он предложил название  «Байгалай долгинууд» – «Байкальские волны». Сейчас под этим именем известен ансамбль БГУ. Тогда же это был сборный ансамбль студентов всех  училищ и вузов Бурятии. 

Дух прошедшей декады надолго объединил ее участников. В ДК «Железнодорожник» они без устали репетировали новые номера, ездили по районам и дважды в Монголию. 

- На гастролях мы с Чимитом Дымчиковым пели популярную песню «Хаанхинайл ааб». Та школа декады  пригодилась мне на всю жизнь. Уже будучи замужем за военным, я в Монголии удостоилась золотой медали за свои танцы. Это было прекрасное время,  – вспоминала Евдокия Жамсаевна. 

Вторая декада тоже сопровождалась выставкой живописи, скульптуры, графики художников Бурятии, были представлены образцы чеканки по серебру и золоту, резьба по кости, камню и дереву. На Сагаалган в Кремле к этим творениям добавили изделия из нефрита фабрики «Ориентал вэй». Отзывы журналистов и простых зрителей  можно найти сейчас во всех соцсетях. Телекомпании Бурятии подготовили телеверсии концерта. Подводятся первые итоги. Но уже сейчас можно сказать, что Восточный Новый год в Кремле как дни культуры Бурятии в Москве, войдет в историю, как и первые две декады нашей республики.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях