фильм
10960
2

Улан-удэнец, написавший разгромную рецензию на фильм «Т-34», нашёл кучу киноляпов в «Союзе спасения»

Он рассказал, что не так с нашумевшим блокбастером о восстании декабристов (осторожно – спойлеры!)

скриншот с канала «iVideos» на YouTube

В конце декабря в прокат вышел «Союз спасения» (12+). Это фильм режиссёра Андрея Кравчука, который некоторые кинокритики – да и СМИ –  уже окрестили «монархическим блокбастером». Многие ведущие российские издания сходятся во мнении, что в нём пересматривается привычный взгляд на декабристов как на благородных борцов за свободу.  Тем временем на Первом канале, при участии которого и создавалась картина, её позиционировали как главное кинособытие года.

- Правдивая, оттого пронзительная, беспощадная, обречённая и страшная история об одном из ключевых событий в России XIX века. Тогда погибло свыше 1200 человек. Позади Отечественная война. Пал Париж. Уверенные в себе герои-победители, вернувшись на родину, хотят изменений немедленно – равенства и свободы. Ради этого готовы пожертвовать всем – своей жизнью и целой страной. Споры продолжаются и по сей день: декабристы – герои или предатели, восстание – путь к свободе или несчастью? – так описывает «Союз спасения» корреспондент «Первого» Евгений Лямин в своём четырёхминутном сюжете.

Вокруг фильма, как это водится,  разгорелись  жаркие споры. Кто-то называет его пропагандой, нацеленной на борьбу со свободомыслием, кто-то считает, что события почти двухсотлетней давности  показаны объективно. Настаивают  на этом и создатели ленты.

Премьеру не оставил без внимания администратор паблика «Я – улан-удэнец» во «ВКонтакте» Алексей Мохосоев – тот самый, который год назад написал разгромную рецензию на военно-приключенческий боевик Алексея Сидорова «Т-34».  Он отметил, что картину именно о восстании декабристов в России сняли впервые.

- В «Звезде пленительного счастья» 1975 года режиссёра Владимира Мотыля акцент делался на жёнах декабристов, но не на восстании. Говорят, о них снимали в 1920-х годах, но об этом фильме кинолюбителям ничего неизвестно, – подчеркнул Алексей Мохосоев. –  Сразу рекомендую картину к просмотру. Как плюс фильма следует отметить воссоздание исторической картинки Санкт-Петербурга с архитектурой и костюмами, вооружением и показом различных родов войск,  а также хороший подбор актёров и в целом работу операторов.

Тем не менее, без так называемых киноляпов не обошлось. Им-то наш земляк и посвятил бо′льшую часть своего отзыва.

- Тайный офицерский «Союз спасения» был распущен ещё в 1817 году –  за восемь лет до восстания (оно было в 1825-м – прим. авт.), поэтому непонятно, почему создатели  выбрали такое название. На самом деле его организовали два тайных общества – Северное и Южное. Восстание в Санкт-Петербурге произошло на полмесяца раньше, чем на юге и имело гораздо бо′льшие масштаб и резонанс, но создаётся впечатление, что события идут параллельно, а главным героем показан почему-то Сергей Муравьёв-Апостол, которого в Санкт-Петербурге, в эпицентре восстания, не было, – отмечает автор рецензии.

В самой ленте генерал-губернатор Киева (Алексей) Щербатов говорит, что всё происходит в северной столице.

- Но полфильма почему-то посвятили Югу, без чего, на мой взгляд, можно было обойтись. При просмотре путаешься в причинах восстания. Главной причиной создания и выступления революционных сообществ стала отмена крепостного права. Однако в фильме о рабском положении русского народа ничего нет – он присутствует в виде безликих толп солдат, – говорится в отзыве. – Есть только эпизод с восстанием Семёновского полка 1820 года против командира полка (Фёдора) Шварца, жестоко обращавшегося с солдатами. Однако этот эпизод нисколько не о крепостном праве.

По словам Алексея Мохосоева, на самом деле протест против крепостного права возник среди русского офицерства во время наполеоновских войн в Европе, где его представители увидели зажиточную жизнь свободных европейских крестьян и задумались о реформах.

- Вместо этого показана эйфория русского офицерства от вступления в Париж с ящиками шампанского и звоном бокалов. Складывается впечатление, что целью декабристов является воцарение Константина против Николая. При этом Константина в фильме нет, а декабристы планируют убить всю царскую семью, – продолжает он. –  По картинке трудно установить диспозицию войск на Сенатской площади. Панорама площади является с разных ракурсов, но всё время мельтешит и исчезает. У меня сложилось впечатление, что декабристы стояли у здания Сената, а верные Николаю войска – у Адмиралтейства. На самом же деле декабристы были в центре площади.

Во время восстания там, по словам Мохосоева, находилось много гражданских.

- И из полутора тысячи убитых оказалось 80% мирного населения, в том числе 150 детей. В фильме же этого почти нет. Некоторые говорили, что он защищает путинскую власть от выступлений оппозиции. По мне же такая связь притянута за уши. Это картина о разброде в рядах декабристов, с них снимается флёр романтизма, часть из них оказались пустозвонами и предателями, – заявил улан-удэнец.

По его словам, в «Союзе спасения» можно найти достаточно неточностей.

- Впрочем, не буду умалять достоинств фильма и поставлю ему семь баллов из десяти – это очень много. Сам я люблю исторические фильмы, они стимулируют изучение истории. Таким образом удаётся быстро и системно изучать то или иное событие, отчего появляется объёмное представление об эпохе, – заключил Алексей Мохосоев.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях