Прошлым летом в Бурятии раскрыли два громких преступления, совершённых с разницей в два года. В сентябре 2000-го на окраине Северобайкальска нашли тело 12-летней школьницы, которую изнасиловали перед смертью. А в сентябре 2002-го на обочине дороги возле бамовского города и пригородного посёлка обнаружили труп молодой девушки с признаками насильственной смерти – колото-резанным ранением груди и травмами головы.
В июле 2018-го сотрудникам МВД удалось выйти на след челябинца Рафаэля Замалтдинова, который ранее жил в Северобайкальске. Силовикам поступила информация, что именно он может быть причастен к расправам над школьницей и студенткой. Когда мужчина в очередной раз приехал в Бурятию к родственникам, его задержали и предъявили обвинение на основании собранных доказательств. И отправили в СИЗО. Год спустя, в июле 2019-го, дело о двух убийствах удалось передать в суд. Как сообщает «Тайга.Инфо», его рассмотрели в рекордные сроки – меньше, чем за два месяца. Уже в августе Замалтдинова приговорили к 18 годам колонии.
Обвиняемый решил обжаловать приговор. Корреспонденты «Тайга.Инфо» узнали кое-какие подробности этих событий многолетней давности. Как выяснилось, Рафаэль Замалтдинов и в самом деле долгое время жил в Северобайкальске. А в 1997-м, года ему был 21, получил четыре года колонии общего режима за хулиганство и незаконное хранение холодного оружия. По версии обвинения, молодой человек подвозил незнакомую ему учительницу, увез её в лес, долго угрожал ножом, а потом заставил выпрыгнуть из машины. Она осталась жива.
Мужчина отбыл срок. Устроился на железную дорогу, был женат. Из-за судимости постоянно отмечался в милиции и больше не фигурировал в уголовных делах. По словам сестры Эльвиры, у Рафаэля не было проблем с девушками. В 2010-е он уехал к родственникам в Челябинск, где устроился охранником. Но каждый год приезжал к родителям на Байкал.
Летом 2018-го Замалтдинов отдыхал на севере республики вместе с новой гражданской женой и ребёнком. Домой, на Урал, семья собралась 12 июля. Но в тот день с утра в квартиру постучались люди, которые представились сотрудниками уголовного розыска. Мужчину повезли в следственный отдел и привели к следователю Мусаевой.
- Она сказала Рафаэлю, что в 2000-х годах он «таксовал, подвозил какую-то девушку и совершил убийство». Потом ему показали две папки с личными делами, фотографии и назвали его убийцей, – пишет «Тайга.Инфо».
У Замалтдинова забрали телефон, паспорт и препроводили в соседний кабинет. В коридоре два человека в камуфляже скрутили его и надели наручники. В ответ на вопрос «На каком основании?» ударили по затылку. А потом лицом вниз посадили в машину и повезли в соседний Нижнеангарск. Там в кабинете от него снова требовали признаться в убийствах девушек. И тут начались пытки, в которых, по словам мужчины, принимали участие оперативники Сергей Мельник, Алексей Посохов и Евгений Краснояров, а также человек по имени Андрей, которого позже один из следователей назовет «Тучинов» (его личность в суде так и не установят – прим. «ТИ»).
- Схватили меня за руки и вытянули по швам, держали силой. Краснояров взял чёрный полиэтиленовый пакет с ручками. Он стоял в углу слева от входа, из которого достал пуховик чёрного цвета и надел его на меня задом наперёд. Ему помогали Мельник и Посохов. Застегнули пуховик сзади на молнию на спине. Потом Краснояров взял со стола широкий канцелярский скотч, и меня им обмотали, – рассказал в суде Замалтдинов.
«Она молодая, есть с чем порезвиться»
После мужчину дополнительно обмотали плотным, как покрывало, материалом в два-три слоя – от подбородка до пяток и снова заклеили скотчем, положили на пол лицом вниз, надели на голову противогаз и стали перекрывать кислород. Делали это раз 20. Сотрудники полиции, сидевшие на Замалтдинове, говорили, что он зря «всё это испытывает», ведь он у них «не первый и не последний». Мол, «результат будет таким, каким им надо».
Полицейские заявили: если Рафаэль возьмёт вину на себя, дела всё равно быстро закроют по истечению срока давности, и он сможет вернуться в Челябинск с семьёй. А ещё угрожали, что выпьют водки и «возьмутся с пристрастием» за гражданскую жену: «Она молодая, есть с чем порезвиться».
- Я просил, чтобы не трогали мою семью, на что мне сказали: «Ты же не признаешься», – говорил Замалтдинов.
А потом ему сказали, что зафиксируют смерть от «сердечной недостаточности», и он не выдержал. Признательные показания диктовали те же оперативники. Если первую половину 12 июля потратили на пытки, то вторую – на заучивание показаний и проверку их на местности.
Кстати, следственный комитет даже опубликовал видео с Залматдиновым, лицо которого заретушировали.
В социальных сетях имя подозреваемого, по словам сестры, раскрыли почти сразу. Родителям начали поступать угрозы. Упоминался и брат Замалтдинова, который живёт в Северобайкальске со своей семьёй. Кстати, на судебные заседания обвиняемого доставляли на носилках. Он лежал в клетке на лавочке, пишет «Тайга.Инфа». Оперативники, устроившие пытки, всё отрицали. Родителям же Рафаэля пришлось переехать в другой город, в том числе – из-за постоянных угроз.
Известно, что апелляцию Верховный суд рассмотрит сегодня, 28 ноября. В ней защита обратила внимание не только на противоречия в деле, о которых подробно рассказывается в публикации. Адвокат также отметила, что неизвестна судьба материалов проверки возможной причастности к убийству студентки другого мужчины. Тот подтверждал на очных ставках, что совершил преступление, но «не своими руками».
Ознакомиться с полной версией статьи «Тайга.Инфо» можно здесь.