Победа 75
24856
3

«Человек 200 придем, 15-20 в живых останется»: рассказ ветерана о войне

Георгий Григорьевич Посельский  рассказал об основных событиях тех лет

Родился Георгий Григорьевич в деревне Ошурково Иволгинского района в 1925 году. В возрасте 17 лет парня забрали в армию. Поначалу направили в Нижнеудинск в 25-ю снайперскую школу. Там Георгий провел практически год, так как обучение началось лишь в феврале - набирали народ. Таким образом в Бурятии собрали четыре батальона. 

Когда мы окончили ее, нас посадили в эшелон и повезли на фронт. Привезли куда-то в Кострому, а затем в Москву, где я попал в 164-й запасной артиллерийский полк. Там мы пробыли два месяца, затем нас посадили в эшелон и повезли в Калинин, нынешнюю Тверь. Оттуда пешком, как говорится, суворовским переходом, отправили до Ржева. Во Ржеве нас расформировали и послали кого куда: на Ленинградский фронт, в Прибалтику, я попал в Белоруссию, - вспоминает ветеран. 

Белоруссия

Кклиматические условия в Белоруссии оказались беспощадны к новоприбывшим - постоянно пасмурно, дождь, грязь и слякоть. Солдатам приходилось перетаскивать снаряды на себе, автомобили просто не могли проехать. Передвигаться по такой почве, разумеется, тоже было затруднительно. 

- Смотришь, деревня будто рядом, а сутки идешь и дойти не можешь. У местных спросишь, сколько же здесь километров, а они - да семь всего. Что за километры такие? Сутки идешь, но дойти не можешь. Первое время стояли в обороне в восьми километрах от Витебской области, а потом нам сообщили, что 8 февраля пойдем в наступление. Конечно, путем подготовлены не были, но пошли. Я был ручным пулеметчиком, стрелял. Они нас били тоже перекрестным огнем, много наших полегло. 

Георгий был солдатом 90-й гвардейской дивизии, 268-го гвардейского полка, воевал в третьем батальоне. Конечно, советское войско наступало с разных сторон, но вектор был задан - Витебск. 

- Тут много наших земляков погибло. После войны я встречал лишь троих. И 8 февраля мы пошли в наступление, у меня закончились патроны, а солдат, что шел за мной, отстал, его убило. Когда я встал и пошел к нему, меня в этот момент ранило в плечо. На том месте я пролежал до вечера, вокруг никого, темно, оборону уже взяли к тому времени, - рассказывает Георгий Григорьевич. 

Санбат находился примерно в двух километрах от Георгия, но мужчина, к счастью, благополучно дошел. Там его перевязали, завели в палату, и солдат проспал около двух с половиной суток - ранение оказалось значительным. В центральный госпиталь Георгий Григорьевич попал спустя месяц, и, когда их перевозили, вновь напали немцы. 

- Как раз эшелон попал. Я лежу, со мной рядом узбек, а там санитары спрашивают, кто живой. Я откликнулся. Бужу друга, а он уже все, осколком пробило. А потом нас привезли во Ржев, конечно, тут уже сделали тщательную санобработку. После пришел поезд, и нас хотели увезти в Среднюю Азию. Но как раз освободилось место в госпитале в Казани, и раненых отправили туда. Три месяца я пролежал там, мне сделали операцию, - вспоминает мужчина. 

В 1944 году после госпиталя Георгий оказался в пересыльном пункте, где его направили в учебную роту. Там солдат в течение трех месяцев нарабатывал навыки оружейного мастерства. После он вновь попал на фронт, но уже не на передовую, а рядом - в технические войска.  

- Так постепенно с техническими войсками шли по Белоруссии. На станции Барановичи в Витебской области была армейская артиллерийская ремонтная мастерская, туда я и попал оружейным мастером. Приходил на передовую, где нужно, ремонтировали, заменяли оружие. В мастерской нас было 25 человек. Так понемногу добрались до Германии. Там нашу артиллерийскую мастерскую приравняли к частям, и теперь наш штаб был в Оденбурге, - делится воспоминаниями мужчина. 

Там и провел Георгий Григорьевич с 1945 по 1950 год. В России в это время войска уже распустили, но, так как Георгий находился за границей и был в составе группы советских войск в Германии, их задержали. 

Возвращение домой

Лишь в 1950 году фронтовик вернулся в Бурятию. Сейчас ветеран счастливо живет в Иволгинском районе с семьей.  У него 15 внуков и 14 правнуков, как шутит Георгий Григорьевич, целый взвод. Молодежи за которой, как говорит фронтовик, будущее нашей страны Георгий Григорьевич пожелал любить свою родину.

- Чтобы защищали и трудились на ее благо. Ведь именно молодежь помогала восстанавливать все после войны, именно они в тяжелые времена оказывали неоценимую  помощь фронту, - отмечает он.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях