жалоба
4805
7

Жительница Бурятии может лишиться внуков из-за квартирного вопроса

Ирина Шаврова попала в трудную жизненную ситуацию и обратилась за помощью к журналистам

Фото: личный архив И. Шавровой

Ирина Шаврова в одиночку борется за существование в далёком северном посёлке Бурятии. После конфликтов с соседями и иска от администрации поселка Таксимо она вынуждена снимать квартиру и искать для детей место прописки. Иначе малышам грозит детский дом. 

Ирина Владимировна – мать троих детей и бабушка четверых внуков. Старшего сына Мишу она воспитывала с четырёх лет – он попал под её опёку после гибели родителей. Сейчас ему 20 лет, и он служит по контракту в Уссурийске. 

Дом без окон, тепла и света

Вот уже несколько лет Ирина Владимировна добивается нормальных условий для своих детей. В 2014 году её старшая дочь родила двух девочек-близнецов. Девушка сама была несовершеннолетней, поэтому бабушка взяла внучек под опёку. Тогда им с детьми и внуками приходилось ютиться в однокомнатной квартире в щитовом доме. Ирина стояла в очереди на получение жилья с 1999 года. 

Старшая дочь Ирины с внуками

- Когда родились внучки, мне предоставили двухкомнатную квартиру в брусовом доме с пристроем, - рассказывает женщина. – В июле мне показали квартиру, там были пластиковые окна, отопление, свет и вода. Бывшие хозяева предложили мне выкупить окна и систему отопления за 200 тысяч, но таких денег у меня не было, и я отказалась. В августе я получила ключи и, зайдя в квартиру, была просто в ужасе – окна сняты, оконные проёмы забиты досками, системы отопления нет, свет и вода обрезаны. Остался только котёл. 

Увидев, в каком состоянии её новое жильё, Ирина обратилась в администрацию поселения и заявила, что не будет заселяться в него с малышами. 

- Мне пригрозили забрать детей, так как для их проживания в «однушке» щитового дома нет условий. В июне 2015 года я обратилась в прокуратуру, где было вынесено представление в адрес администрации. После проверки прокуратуры, чтобы меня восстановили в очереди, мне сказали заключить договор соцнайма. Сейчас я понимаю, что совершила огромную ошибку, подписав его, - говорит Ирина Владимировна. 

Сказали выселиться, но не приняли жильё

В 2016 году у женщины появился третий внук - Радомир, через два года – четвёртый, Серёжа. Старшую дочь Ирины лишили родительских прав, её трое детей остались с бабушкой, а Радомир попал в другую семью, где живёт уже год. 

- Я сама установила в доме окна и отопление на электронасосе. Вскоре соседи стали писать на меня жалобы, судиться - утверждали, что я заливаю улицу сточными водами, будто пью и мои дети постоянно кричат. В чём только меня не обвиняли, - вспоминает женщина. – Рубильник электроэнергии находился в ограде соседей, и они постоянно отключали нам свет. В ноябре 2017 года они отключили свет на неделю. Мы не могли попасть к ним в ограду, на нас спускали собак, а когда нам это всё-таки удалось, было уже поздно – отопительная система замёрзла в 40-градусный мороз. Мне пришлось с детьми (на тот момент их уже было пятеро) переехать на съёмную квартиру. 

Вскоре Ирину ждали новые судебные разбирательства, только уже о возмещении ущерба администрации из-за заморозки системы отопления. 

- В июне 2018 года, устав от тяжб и выслушав разъяснения судьи, я согласилась выселиться из квартиры и написала расписку, что освобожу её до 27 июня, - говорит женщина. – 26 июня я вывезла оттуда вещи, которые смогла взять, и передала договор в администрацию поселения. Но там мне заявили, что не могут принять жильё, так как нельзя выписывать детей на улицу. Пообещали, что в октябре-ноябре мне выделят одну из освободившихся квартир и я смогу прописать детей. 

По словам Ирины, покидая жильё, она оставила его в чистоте, помыла полы и сложила по шкафам вещи. На всех постройках были замки. 

- В октябре я с детьми уехала в город на лечение, где пробыла до марта. В этот момент за квартирой смотреть было некому, и её разбомбили – сломали остатки мебели, испортили мои вещи. Когда я вернулась, на меня опять посыпались иски о возмещении ущерба. В сентябре этого года прошёл суд, который вынес решение о снятии с регистрации всех, кто прописан в той квартире, - рассказывает Ирина. 

«Я прошу немногого»

Сейчас женщина боится, что без регистрации она потеряет все выплаты на детей, а значит, не сможет их содержать. Для малышей это прямая дорога в детский дом. Прописаться многодетной семье негде, но даже прописка не решит всех проблем, так как подразумевает дополнительные расходы. Сегодня, снимая квартиру, Ирина вынуждена тратиться не только на её аренду, но и на коммунальные услуги и дрова. 

Тем временем, говорит она, жильё в посёлке распределяется несправедливо, в хорошие дома заселяют не тех, кто действительно в этом нуждается. 

- Жильё, которое мне хотели дать, в итоге отдали молодому сотруднику ГАИ, приехавшему из Улан-Удэ. Я сама приёмный ребёнок, у меня нет родителей, даже приёмная мать умерла. Для нашего времени моя история банальна. Но я прошу немногого – только дом на земле, где мы с детьми будем жить, - говорит Ирина. 

Бесхозяйственная должница

Мы обратились за комментариями в администрацию Муйского района Бурятии. Там заявили, что в предоставленном семье доме Ирина Шаврова прожила до осени 2017 года, откуда позже съехала с младшей дочкой, оставив в нём старшую дочь с её малышами. При этом семья не платила за свет. 

- В ноябре 2017 года в связи с задолженностью ей отключили электроснабжение, - сообщают в районной администрации. – Наниматель не принял мер по недопущению заморозки системы отопления. Шаврова и члены её семьи выехали из дома, не расторгнув договор и не передав помещение в администрацию посёлка. С ноября 2017 года по август 2019 года они не выполняли обязанности по содержанию жилья, и у семьи образовался долг за электроэнергию – более 100 тысяч рублей. 

Когда в июне 2018 года администрация посёлка обратилась в суд с иском о возмещении ущерба, стороны договорились, что иск будет отозван, если женщина до 27 июня расторгнет договор соцнайма. Однако 1 августа она не освободила помещение, не вывезла личные вещи и не расторгла договор, опровергают в администрации слова женщины. 

6 мая 2019 года дом осмотрели и обнаружили, что в нём были их вещи и мебель, а само помещение приведено в непригодное для жизни состояние. Как говорят чиновники, это не первое жильё, которое выделялось Шавровой и которое она также привела в негодность. 30 сентября решением суда договор соцнайма был расторгнут. 

- Шаврова и её семья допустили факты вопиющего бесхозяйственного отношения к предоставленным жилым помещениям, - говорят в администрации. – Это повлекло их частичное разрушение и нарушило право соседей на жилище и охрану здоровья. 

Когда женщина и её дети получат долгожданный дом, пока неизвестно. Она, как и другие нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должна дождаться своей очереди, подчёркивают в администрации. Выдать ей жильё сейчас они не могут, так как в собственности посёлка домов, подходящих для такого количества членов семьи, попросту нет. 

Никому из сотрудников МВД дом не выделялся, так как за ними закреплено ведомственное жильё, отмечают в администрации и добавляют, что в предоставленный ей дом она вселилась добровольно, без жалоб на отсутствие окон и системы отопления. 

Пока власти района отвечали на наш запрос, Ирина Владимировна пожаловалась на двусмысленные намёки с их стороны и просьбу отозвать её обращение в СМИ. Женщина беспокоится, что из-за отсутствия прописки её лишат выплат и заберут детей. Однако, как сообщают в районной администрации, в случае выписки женщины и её внуков она не лишится социальных выплат, а будет получать их по фактическому месту жительства, которое будет зафиксировано органом опеки и попечительства в акте обследования жилищно-бытовых условий.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях