психология
6746
6

Как помочь ребенку, которого постоянно «травят» в школе?

Психолог Алена Хамаганова дает советы родителям

Фото: pixabay.com

В чем причины школьной травли? Как реагировать в такой ситуации ребенку? Что могут сделать родители? Об этом нам рассказала психолог с 15-летним стажем тренерской работы, руководитель Бурятского территориального отделения Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Алена Хамаганова.

Для начала давайте все же разберемся, что же такое травля. Это агрессивное преследование одного человека другим (или группой людей). Часто встречается в школьной среде и носит название «буллинг».

Буллинг

Мы можем говорить о школьной травле, когда имеет место преднамеренное агрессивное поведение одних детей в отношении других, включающее неравенство власти или силы. Имеется в виду неравенство в физической силе или разница, например, в социальном статусе.

В буллинге всегда есть агрессор, жертва и наблюдатели. То есть те, кто преследует (булли или буллеры), и тот, кого преследуют (жертва). Помимо них почти всегда присутствует большая группа детей – свидетелей происходящего, которые могут присоединяться к тем, кто преследует, или к тем, кого преследуют. Как оказалось, различают два типа буллинга: физический (пинки, толчки, избиения) и психологический, который иначе называют социальной агрессией (обзывание, игнорирование, травля в социальных сетях, распространение слухов, исключение из круга общения).

- Почему чаще к этому методу прибегают именно дети в школьном возрасте?

- Да, действительно. Такая агрессия особенно характерна для периода примерно с 6 до 11 - 12 лет и для младших подростков. И часто это всегда одни и те же дети. Когда ребенок переходит из начальной школы в среднюю, буллинг немного ослабевает, но у некоторых детей это устойчивая личностная черта. 

Стоит отметить, что девочки чувствуют себя более благополучно в школьном коллективе, чем мальчики. Здесь важно учитывать особенности культуры, принятой в данной мальчишеской среде, которая заметно меняется с возрастом. Например, среди младших школьников физическая агрессия, как правило, является непопулярным поведением и вызывает общее осуждение и отторжение со стороны сверстников. А вот у младших подростков положение меняется: «крутизна» и агрессивность помогают стать авторитетнее тем же мальчикам в их «мужском» обществе. Тем более что более напористые мальчики пользуются большим успехом у девочек, чаще имеют свидания с ними, раньше приобретают сексуальный опыт и т. д. Однако, в свою очередь, девочки чаще подвергаются эпизодическому психическому насилию и эпизодическому физическому насилию.

- Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, не умеющие по-другому контактировать со сверстниками?

- Типичный булли не страдает пониженным самоуважением и достаточно уверен в себе. Булли применяют силу не спонтанно, а сознательно, оставаясь эмоционально спокойными. При этом они часто не встречают сопротивления. Важно отметить, что подросток, испытавший коллективное унижение, может впоследствии и сам стать агрессором, склонным к унижению другого.

Сами виноваты?

- Есть такая точка зрения, что жертвами буллинга становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками.

- Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

  • физические недостатки (носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя);
  • особенности поведения (замкнутые дети или дети с импульсивным поведением);
  • особенности внешности (рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.);
  • неразвитые социальные навыки;
  • страх перед школой;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе («домашние» дети);
  • болезни, низкий интеллект и трудности в обучении.

Также есть отчетливая зависимость уровня материального благополучия семьи и опыта пребывания подростков в роли жертвы буллинга: чем выше уровень доходов семьи, тем комфортнее чувствует себя подросток в школе. Дети из хорошо обеспеченных семей чувствуют себя наиболее благополучно среди сверстников. 

Как справиться с этим?

Одному ребенку не справиться с ситуацией. Поэтому первое, что он может сделать, это рассказать родителям. Поддержка родителей  просто необходима! Нельзя оставлять без внимания, если ребенок стал жертвой школьной травли. При этом обращение к школьному психологу обязательно.  Также здесь учитель - ключевая фигура в том, как именно складывается история о травле в классе, так как он отвечает за психологическую безопасность каждого ребенка в коллективе. Как правило, именно он дает оценку ситуации. Именно от его решения зависит, как ученики дальше начинают относиться к происходящему: норма или не норма. Когда учитель выделяет явных лидеров и явно неуспешных детей, он выстраивает своего рода иерархию в классе, в которой будут устойчиво использоваться методы травли для поддержания этой структуры. Таким образом, с одной стороны, учителя – это те, кто может препятствовать ситуациям травли, с другой – они могут игнорировать эти ситуации, с третьей – они могут поддерживать травлю, таким образом, упорядочивая детскую агрессию и делая ситуацию безопасной для себя. 

Как предотвратить буллинг

  • Установить политику «нулевой толерантности» как в классном коллективе, так и в самой школе, чтобы чётко дать понять, что буллинг не признается. В тех классах, где подростки и учителя осуждают проявления агрессии, издевательств и драк становится меньше.
  • Взрослые (педагоги, родители, администрация) подают личный пример поведения, основанного на уважении и интересе к людям и не включающего обидные и унижающие практики общения.
  • Научить ребенка пользоваться техниками саморегуляции (например, дыхательными упражнениями).
  • Проведение общеклассных мероприятий на командообразование: школьные театральные постановки, проведение брейн-рингов, кинопросмотры и т. д. 

И помните, если подросток подвергается издевательствам в школе, родителям нужно научить его, как не стать легкой мишенью для насмешек, как не создавать опасных для себя ситуаций и в случае опасности избежать конфликта. В серьезных случаях родители должны вовлекать школьный персонал в решение проблемы. 

Основные причины, почему ребенок становится «буллером»:

  • Влияние индустрии развлечений и СМИ: агрессивные персонажи часто изображаются «крутыми», насилие трактуется как вариант решения проблем.
  • Агрессия в семье, усвоенная с раннего детства, агрессия со стороны педагогов.
  • Возрастные кризисы, подростковые «бунты».
  • Семейные драмы: расставание родителей.
  • Социальное неблагополучие семьи, бедность. Это провоцирует постоянный стресс, который может приводить к враждебному отношению к окружающим.
  • Слабость управленческих умений классного руководителя либо передача управления классным коллективом лидеру класса. Как правило, самые циничные подростки нередко оказываются лидерами коллектива, а дружба с агрессором считается выгодной.
  • Взросление нередко сопровождается тревогами: страхом перед неизвестностью, сомнениями в себе, боязнью неудач и пр. Это может вести к накоплению агрессии.
  • Сложности с учебой, одиночество.
  • Отсутствие таких сформированных ценностей, как доброта, великодушие, прогноз поведения (как своего, так и других людей), а также психологического механизма сочувствия и сострадания.

Автор: Анна Соболева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях