Байкал
6422
1

Светлана Трофимова: «В Бурятии нет заводов, которые разливают воду из Байкала»

Что делают власти республики для спасения священного озера?

фото: russianstock.ru

С  каждым  годом  состояние  «жемчужины Сибири» вызывает всё большее беспокойство у учёных, общественников и простых людей. Причин тому множество – обмеление, появление спирогиры, вырубка лесов на побережье и устаревшие очистные сооружения.  О главных проблемах священного озера-моря и о том, что делают региональные власти для решения значимых для экологии Байкала вопросов нам рассказала врио замминистра природных ресурсов Бурятии Светлана Трофимова.

- Светлана Михайловна, какое значение экологии Байкала придают власти?

- Правительство Российской Федерации и власти Бурятии уделяют большое значение вопросам сохранения озера. Не зря Владимир Владимирович Путин в своём «майском» указе отвел этому вопросу особую роль. Он лег в основу национального проекта «Экология» – как для уникального объекта ему выделен целый федеральный проект «Сохранение озера Байкал».

В рамках этого проекта запланирована ликвидация двух объектов прошлого экологического ущерба. Предусмотрено воспроизведение и выпуск молоди омуля, чтобы повысит его численность. Для сокращения сбросов в  Байкал на территории республики Бурятия на данный момент запланировано строительство 21 очистного сооружения.

- Где и когда будут строиться новые очистные сооружения?

- Приоритет отдан Центральной экологической зоне. Запланировано строительство в поселках Селенгинск, Каменск, Усть-Баргузин, Наушки, Кичера, Ангоя, Янчукан и селах Выдрино, Исток, Танхой, Сухая, Баргузин, Гусиное Озеро, Бичура. Будут реконструированы очистные в Таловке, Татаурово, Новом Уояне, Иволгинске, Тапхаре и Северобайкальске.

Но нужно помнить, что сейчас у нас реализуется крупный проект – реконструкция очистных Улан-Удэ, которая позволит сократить сброс загрязненных сточных вод в Селенгу на 87%. Поэтому сейчас приоритет отдан этому крупному проекту. И после его завершения в 2021 году начнется строительство остальных очистных сооружений.

- Какие ликвидируются объекты прошлого экологического ущерба?

- Настоящее время в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал» завершается реализация двух мероприятий по ликвидации накопленного ущерба: это рекультивация отвалов на Холбольджинском угольном разрезе и подпочвенного нефтескопления в поселке Стеклозавод Улан-Удэ, которое имеет непосредственное влияние на озеро Байкал. Раньше на этой территории находилась нефтебаза. После ее ликвидации осталось нефтезагрязнение под землёй. Нефть просачивалась и попадала в грунтовые воды, которые выходят в Селенгу. Можно было наблюдать нефтяные пятна, которые попадали в  Байкал. Сейчас там у нас стоит специальное оборудование, есть дренажная траншея, которая не дает попадать нефтепродуктам в реку. Ведется мониторинг скважин на предмет поступления нефтепродуктов. Ежегодно у нас предотвращается сброс 20 тонн нефти в озеро. И ликвидация этого нефтяного скопления продолжится в рамках национального проекта «Экология».

- Что известно о работах на другом давнем загрязнителе озера – Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате?

- Этим проектом занимается правительство Иркутской области, поскольку он расположен на их территории. По последним сообщениям Министерства природы России, к апрелю 2019 года будет разработан план ликвидации отходов БЦБК.

- Что еще делается по защите Байкала?

- Для сохранения озера Байкал и всей Байкальской природной территории необходимо решать и другие вопросы, в частности, ликвидировать несанкционированные свалки. В рамках федерального проекта «Чистая страна» в городах республики будет ликвидировано 5 крупных несанкционированных свалок, которые накапливались ещё с советских времён. Это позволит нам улучшить состояние окружающей среды на территории населенных пунктов, а также условия жизни людей. И все это, конечно же, уменьшит площадь земель, подверженных негативному воздействию отходов.

Кроме того, в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» предусмотрено строительство мусоросортировочных станций, что позволит  уже в комплексе решать проблемы обращения с отходами.

- Самая видимая проблема, вызывающая справедливое негодование у людей  это мусор на побережье Байкала… Как быть?

- Правительство республики с 2011 года уделяет большое внимание очистке побережья озера Байкал в летний туристический сезон. Из федерального бюджета средства на эти цели не выделяются. И правительством Бурятии было принято решение направить деньги из республиканского бюджета  – конкурс проводили или давали субсидию местному самоуправлению. Но в прошлом году Глава Бурятии принял решение выделить эти финансовые средства в виде субсидии юридическим лицам. Причем сумма на уборку увеличилась сразу в 2 раза: вместо ежегодных 3,5  до 7 миллионов рублей. И, соответственно, мы по прошлому году увидели эффект – жалоб от жителей контрольно-надзорным органам по уборке побережья стало значительно меньше. То есть новая форма оказалась эффективной и в этом же русле мы будем продолжать работу.

Отмечу только, что за 8 лет из республиканского бюджета было выделено 32 млн рублей на уборку побережья. За это время было собрано 78 тыс кубических метров мусора.

- Какие основные экологические проблемы сейчас у Байкала?

- Большая проблема, на которую обращает внимание вся общественность – отсутствие очистных сооружений на объектах рекреации на побережье. Турбазы, гостевые дома, как правило, не имеют локальных очистных сооружений или же имеют негерметичный резервуар либо вообще просто яму или бочку. Правительство Бурятии в этом вопросе делает ставку на крупных инвесторов, которые будут строить туристические объекты и инфраструктуру к ним в соответствии со всеми экологическими нормами.

- А как же проблема со спирогирой?

- Сейчас её уже никто не поднимает. Были правы учёные из Института Экологии Бурятского научного центра. По их наблюдениям, явления, которые наблюдались в 2016-2017 годы на Байкале, то бешеное развитие спирогиры, имели цикличный характер. И такие уже были на Байкале в 70-х годах. Это было также связано с понижением уровня озера, достаточно высокими температурами в летний период, когда идет прогревание воды и нехватка кислорода. Все это приводит к бурному развитию водоросли. Она появляется на побережье, сгнивает и становится кормом для следующих водорослей. Сейчас такого массового явления нет.

- Как обстоят дела с другой очень обсуждаемой последние годы темой – уровнем Байкала?

- Года два назад у нас был низкий уровень Байкала. Это было связано с тем, что в республике в течение 19 лет наблюдался засушливый маловодный период. Мелкие притоки озера пересохли. Поступления достаточного объема воды в Байкал не было. Кроме того, у нас фиксировалось малое количество осадков. В связи с этим, конечно, уровень падал. И мы даже на побережье наблюдали, что вода отступала на несколько метров от уреза. Сейчас ситуация нормализовалась. В прошлом году у нас было достаточно количество осадков зимой, этой осенью тоже. Байкал наполнился и сейчас всё в норме.

- Почему были внесены поднявшие много шума изменения в границы водоохранной зоны Байкала?

- Водоохранная зона у нас менялась только границах населенных пунктов. Местные жители ранее не могли даже построить, например, кладбище, поскольку они запрещены в водоохранной зоне. Они поражались абсурдности ситуации, приводя такой пример: в соответствии с законом людей из Усть-Баргузина нужно было возить хоронить в Улан-Удэ. Чтобы такие объекты инфраструктуры можно было размещать и чтобы шло общее развитие населённых пунктов, расположенных в водоохранной зоне Байкала, и были внесены изменения в ее границы.

- Сейчас на пике актуальности вопрос по строительству заводов, которые разливают воду из Байкала. Как в Бурятии обстоят дела в этом плане?

- В Бурятии нет заводов, которые разливают воду из озера в бутылки. У нас есть различные предприятия по розливу питьевой воды, но они берут ее не из Байкала, а из глубинных скважин, из недр.

В 2015 году было подписано соглашение о строительстве производственно-логистического комплекса по добыче и бутилированию глубинной воды озера в Кабанском районе. С того момента инвестором никакие работы не проводились. Нет ни технико-экономического обоснования, ни бизнес-плана данного проекта. Причем земельный участок у инвестора находится в собственности, был приобретен у частных лиц. Руководство Фонда регионального развития проводит ревизию всех инвестиционных соглашений, которые были подписаны до 2017 года. При рассмотрении проекта по розливу воды первым поручением было провести тщательную экологическую экспертизу. Пока никаких расчетов и оценок в фонд не поступало. Проект в любом случае должен получить разрешение от Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства и соответствовать всем нормам экологического и санитарного стандартов. Проектно-сметной документации необходимо будет пройти экологическую экспертизу в Росприроднадзоре.

- Как власти Бурятии планируют снижать выбросы с плавучих средств?

- По Байкалу в целом ходит около 2,5 тысяч суден. И есть лишь одно экологическое, но оно работает только на стороне Иркутской области. Поэтому Правительство республики совместно с Росморречфлотом заказали строительство экосудна для сбора отходов и остатков нефтепродуктов с кораблей, которые плавают на бурятской стороне. Готово судно будет к концу 2019 года.

- Что делается в лесной сфере Бурятии, ситуация в которой связана с экологической обстановкой на озере?

- В рамках сохранения от пожаров ежегодно мы ведем огромную работу. В 2019 году Бурятия вошла в национальный проект «Экология», по которому в ближайшие три года лесхозы республики получат лесопожарную и лесхозяйственную технику на сумму более полумиллиарда рублей. В этом году будет закуплено 33 единицы лесопожарной техники, 10 плугов и специализированное оборудование для парашютистов. Нужно отметить, что 2017 году в правительстве Бурятии появился курирующий зампред, в том числе по вопросам лесных пожаров – Петр Мордовской. Это позволило выстроить четкую систему оперативного реагирования и тушения. Также за два года по поручению главы Бурятии было закуплено 37 лесопатрульных комплексов. Как результат – снижение в 11 раз количества лесных пожаров.

Круглогодично идет в республике и лесовосстановление. В прошлом году проведены работы на 29 тыс гектар. В 2019 году запланировано высадить лес на более чем 27 тыс гектар. Кроме того, в числе главных задач регионального проекта «Экология» стоит пополнение запаса семян, уменьшение непокрытых лесом участков лесного фонда.

Идет работа по декриминализации лесной отрасли, и уже есть определенные успехи. Увеличен штат государственных лесных инспекторов. К концу 2018 года количество трудоустроенных в лесной отрасли выросло более чем в 2 раза. В бюджет республики от лесной отрасли поступило на 19% больше налогов, чем в 2017 году – более 293 млн рублей.

Много требований предъявляется арендаторам лесов – перед заключением договора они обязаны разработать проект освоения лесов, предусмотрев или самостоятельное проведение лесовосстановительные работы, или оплату работы лесхозов Бурятии. С 2019 года вступают в силу изменения в лесной кодекс, по которому арендатор лесного участка должен восстановить такой же участок леса. Они обязаны соблюдать правила заготовки древесины и ухода за лесами и работать в системе учета древесины ЛесЕГАИС. Контроль за исполнением правил на сегодняшний день ведется очень строгий.

- Спасибо за беседу!

Автор: Сергей Александров

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях