нефрит
18034
3

Как охотники за нефритом бьются за каждый метр берега горной реки в Бурятии

«Информ Полис» взял эксклюзивное интервью у нелегальных искателей

Фото: vk.com/club71483919

Не так давно правоохранители задержали сразу три легковых автомобиля в Баунтовском районе. В салоне одного из них полицейские обнаружили 66 камней нефрита весом 82 кг, в другом автомобиле – 3 камня весом более 2 кг, в третьем – 7 камней весом свыше 3 кг.  Хотя  правоохранители не сообщают, о каком сорте нефрита идет речь,  но из указанной массы понятно, что людей задержали с окатышами. Их перевозчикам   грозит административный штраф  от 200 до 500 тысяч рублей.

- Не повезло мужикам – попались на малом. Значит, не фартовые они. А может, полицейские работали по наводке. Ну мало ли кто им слил информацию, конкуренция в нефритовом бизнесе жесткая, не любят здесь чужих. Вероятно, те перешли дорогу кому-то из авторитетов,  - предположил в беседе с нами   житель  Багдарина.

Кому вода – беда, а кому – награда

Сам он  назвал  себя  Александром. На вид ему лет 40.  В глаза бросаются натруженные, грубые от мозолей руки. Поймав наш взгляд на них, Саша говорит, что этими самыми руками он собрал в  этом  сезоне  столько окатышей, что нам и не снится.

 Этот сезон для него и сотен ловцов  нефрита мог оказаться, как  и прошлый год, не столь удачным, если бы не большая вода Витима. Из-за проливных дождей, коих в Баунтовском районе не было девять лет, Витим этим летом поднялся если не до исторического максимума, как в соседнем Забайкалье,  то очень значительно. Из-за этого в августе в  районе даже ввели  режим ЧС. 

- Батюшка Витим  принес нам  окатыши, - перешел на поэтический  лад Александр. – А для меня собирать нефритовые окатыши на берегу – это все равно, что ходить в лес за грибами.

«Профсоюз»  ловцов окатышей

К несказанной радости местных жителей, особенно сельского поселения «Усойское эвенкийское»,  после ухода большой воды Витима на берегах остались белые окатыши,  или нефритовый  галечник.

- Кто-то нас называет ныряльщиками. А мы себя – ловцами. При этом мы все друг с другом знакомы. Кто-то работает семейным подрядом. Назвать  друг друга конкурентами  я бы не решился. Все-таки скорее мы коллеги, своеобразный «профсоюз» ловцов окатышей, - рассказывает Александр.

По его словам, кто-то ловил окатыши, надев резиновые сапоги и брезентовые брюки, у многих гидрокостюмы со времен  еще  Советского  Союза, некоторые используют современные снаряжения для дайвинга.

- Здесь весь участок вдоль берега притоков  Витима давно поделен. Местные добывают окатыши лет 20. На чужое поле или чужой берег мы не лезем, все по-честному у нас, - говорит Александр.

Мешают приезжие

Проблемы доставляют  приезжие.

- Кто только сюда не приезжает, каких только национальностей не бывает! Некоторые,  наивные,  подкатывают к местным, мол, возьми меня на сезон. А мы не можем, потому что у нас своя «крыша», без ее ведома ни одна мышка  не  подступит к берегу, - откровенно сказал  мужчина. 

Впрочем, человек со стороны может поискать окатыши, если за него поручился кто-то из местных. В таких случаях лучше представлять его как дальнего родственника. 

Обычно такой «родственник»  половину добычи отдает тому, кто за него поручился.  Без этого нельзя. Однажды  друг Александра поручился за одного такого, а тот в конце сезона не захотел делиться товаром. Они его  отмутузили так, что тот  потом не помнил, как его зовут.

-  Мы ведь тоже рискуем, рекомендуя. А вдруг он «подставная утка», а вдруг все украдет, - резюмирует Александр.

«Моя прелесть»

Виктор тоже искатель окатышей. Себя он относит  к разряду ныряльщиков и называет бригадиром группы из 10 человек. Все они деревенские, но живут в Улан-Удэ.

- Сам я не пробовал нырять. Вода в Витиме, его притоках  и горных речках холодная. Она прогревается только на мелководье. Чтобы нырять, нужно иметь отменное здоровье. Вот недавно в ФСК мужчина утонул, сердце слабое оказалось. А что тут говорить о горных речках, там всё сводит, вплоть до мужских причиндалов, - говорит Виктор.

И еще  добавляет, что у мужиков его бригады аппендициты заранее вырезаны.

- Это, конечно, шутка, но, находясь здесь, реально понимаешь, что если что-то серьезное случится, то до квалифицированной медицинской помощи минимум два дня, т то если повезет с погодой, - говорит он.

Нынче его бригаде так же несказанно повезло, как и Саше, который промышляет в пределах Усойского поселения. Место охоты своих ныряльщиков Виктор не стал называть.

- Это коммерческая тайна, - многозначительно изрек он.

Но зато подробно описал, как находят нефритовые окатыши.

- Водолазное снаряжение весит около 50 килограммов. Особое искусство — нырять с задержкой дыхания, растягивая часовой запас кислорода в баллонах на два часа. Окатыши могут быть от нескольких граммов до сотен  килограммов. Это такой кайф, когда находишь окатыш красивой формы. При их виде у  меня в голове звучит скрипучий шёпот:  «Моя прелесть», - с блестящими глазами рассказывает Виктор, от чего и нам, если честно, захотелось хоть один раз нырнуть за камнем.

Проблема сбыта

По словам Виктора, у большинства нелегальных добытчиков поделочного камня свои каналы сбыта. Но в последние годы спрос и цена на них неуклонно  падают.

 - Китайцы особенно ценят естественную форму камней, где скульптором является сама природа. Пользуются спросом крупные, хорошо окатанные нефриты. Слышал, что недавно в Китае  продали  с аукциона камень, напоминающий фрагмент Великой Китайской стены, за 500 тысяч долларов, - говорит он.

А Саша вспомнил времена, когда работала  семейно-родовая эвенкийская община «Дылача».

-  Цена на окатыши различается. Ведь они  тоже бывают разные – от мелких до крупных. Андрей Туракин, зная, что цена  на некоторые из них мизерная, мог купить у нас по высокой стоимости. Таким образом, он как-то поддерживал земляков. Многие месяцами держали у себя камни, чтобы продать только ему. Знали, что он не обидит своих, - вспоминает Александр.

Виктор и Саша уверены,  июльская вода  Витима оставила много окатышей. Горожане  осторожно наводят  справки у местных, где их больше всего.   Многие искатели со стажем, по словам мужчин, оставляют в районе зимнюю вахту. Это чтобы весной на  местах их поиска не оказались другие люди.

Спрос рождает предложение

По словам мужчин, сейчас появился спрос на несортовой нефрит. Его используют для бани и сауны.

- У богатых свои заморочки. Слышал, что теперь они водят людей в свои бани и сауны показать, что там камни нефритовые, - говорит Саша.

Камни самого низкого сорта стоят около 3 тысяч рублей за 10 кг.

- А вообще спрос на нефрит меняется. Многие покупают камни для закладки фундамента домов.  Но чтобы сбыть такие камни, нужно очень постараться. Ведь за машиной камней не приедут сюда, за сотни километров. Надо каким-то образом их сбывать перекупщикам, чтобы те продали камни в Улан-Удэ, - объясняет Александр.

Паблик для лохов?

В одном из популярных пабликов в сети «ВКонтакте» есть даже страница, посвященная продаже  нефрита.

- Это для лохов. Это только дурак будет  продавать через социальную сеть. Страница, скорее, создана для того, чтобы следить за теми, кто продает нефрит. А настоящие нелегальные добытчики нефрита не самоубийцы, чтобы, с таким трудом найдя камни, вытащить их на всеобщее обозрение. Не для того они рискуют своим здоровьем, плавая в холодной воде и дерясь за место под солнцем, - считают Виктор и Александр.

Тем не менее эта страница пестрит фотографиями белого и зеленого нефрита. На любой вкус – от окатышей в несколько граммов до глыб в несколько тонн.  «Нефрит настоящий, окатыши природного происхождения...», «Приехали в Новосибирск с берегов  бурятских речек. Может быть,  кому-нибудь и приглянутся», «В наличии для продажи имеется 4 000 кг белого нефрита окатыша, по цене 400 - 500 долларов за 1 кг», «Продам камень (окатыш нефрит) по наивысшему предложению. Отправлю в другой регион. Оплата возможна через гаранта», -  подобного рода объявления обновляются периодически.

Автор: Дмитрий Коломенский

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях