Сохраняя традиции
5449

Старинный талант бурятских сказителей не уходит в забвение

Кто они – современные улигершины?

Фото: Евгений Коноплёв

В старину, когда гаджеты не могли даже присниться, основным развлечением долгими зимними вечерами было прослушивание волшебных легенд и героических эпосов. Обычно их рассказывали люди, обладающие талантом сказителя, – улигершины.           

Волшебный мир улигершинов 

Бурятия – это колыбель культур, мифов и легенд, передающихся из уст в уста и раскрывающих полифонию устного народного творчества. У бурят существовали сказители - улигершины – хранители и трансляторы старины, исполнители улигеров. Улигеры – это народные сказания, которые сохранились до наших дней. Рапсоды обладали кладезью талантов: музыкальным слухом, артистизмом, хорошей памятью. Сказители раскрывали художественный образ и умели заставить поверить в волшебный мир, где сакральные места обретают силу,  герои достигают заветной цели, побеждая коварных чудовищ. По древней традиции, кто услышал эти героические сказания, получал благословение с небес. 

Сказители сегодня

Международный всебурятский фестиваль «Алтаргана» заявляет о себе один раз в два года. Впервые он прошел в 1992 году как песенный конкурс. За это время мероприятие пополнилось состязаниями, которые раскрасили палитру многообразия бурятской культуры. 

В этом году в конкурсе улигершинов приняли участие 27 сказителей из Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, Монголии, Китая (Внутренней Монголии). Двое из Бурятии стали лауреатами –  Гуржап Баторов (I группа -  от 10 до 18 лет) и Алексей Цырендылыков (II группа – старше 19 лет). 

Фото: Н. Сахилтарова

- Участник конкурса демонстрирует музыкальные и певческие способности, чтобы справиться с недюжинными техническими задачами, орнаментальными распевами, мелизмами, мелодическими украшениями, речитативными напевами, также вибрационными украшениями, - рассказала член международного жюри от Бурятии Нина Токуренова.  

Еще в 2010 году желающих принять участие в конкурсе из числа молодых не было. Тогда Нина Гармаевна решила взять подготовку юных сказителей в свои руки. 

- Мы решили создать возрастную категорию от семи лет и ввели конкурс юных улигершинов. И назвали этот проект «Драгоценность моих предков» - «Угайм Эрдэни».  Для нас важно заинтересовать подростков, чтобы они развивались в данном направлении, - поделилась член международного жюри. 

По её словам, в этом году она была впечатлена огромным портретом великого бурятского сказителя  Маншуда Эмегеева, знавшего самый архаичный вариант эпоса «Абай Гэсэр хүбүүн», во Дворце культуры Усть-Орды. Кстати, в 2019 году в Иркутской области пройдет празднование 170-летия со дня его рождения. 

Один на весь Иволгинский район

Сегодня сказители – это штучный экземпляр, и все же есть современники: Бадма Габанов, Энгельсина Будзинаева и другие. Один из них - Иван Дабаев, живущий в селе Хурамша Иволгинского района. В этом году ему исполнилось 79 лет.

Несмотря на свой преклонный возраст, он принимает активное участие в конкурсах, фестивалях и занимает призовые места. С творчеством нашего земляка знакомы в Италии, Америке, Австралии, Финляндии, Китае, Корее, Монголии, Японии. 

Всю жизнь Иван Лубсанцыренович проработал механизатором в совхозе. Активную творческую деятельность начал, когда вышел на пенсию. 

- Я начал выступать в 90-х годах. Позже вышел на пенсию и присоединился к ансамблю «Магтаал». Играю на морин хууре с малых лет, в какое-то время совсем не брал в руки инструмент. Вышел на пенсию и стал восстанавливать то, что умел раньше. При советской власти улигерами никто не интересовался, и это искусство было забыто, - рассказал Иван Лубсанцыренович. 

Дар перешел по наследству

Как признался сказитель, талант перешел ему по наследству от деда, маминого отца, которого знали не только в Иволгинском районе, но и за его пределами. 

- Когда я был юнцом, любил слушать рассказы маминого отца. Он мне привил любовь к исполнительству. Мой дед делал морин хууры и балалайки на заказ. Однажды со мной произошел неприятный случай. Когда мне было 16 лет, я упал с коня и попал в больницу. Целый год я никуда не ходил, сильно ушиб позвоночник. В это время дед мне сделал морин хуур, и я начал играть, - вспомнил Иван Лубсанцыренович.

По словам улигершина, его дед не пел улигеры, а произносил словами. На морин хууре играл, когда пел. 

- Все тексты, которые я знаю, сохранились от дедушки. В его репертуаре сказание «Баян Боролзой батаар», юрөөлы (благопожелания) и магтаалы (прославления). Раньше знал много текстов, а сейчас все забыл. В молодости все схватывал и запоминал. Главное в этом деле - понять смысл, уловить основу, - рассказал Иван Дабаев. 

Как подметил сказитель, на современных конкурсах чаще стали петь, в итоге слов бурятских не разобрать. Это искажает смысл, язык остается на втором плане. История получается невнятной. 

- Надо развивать устное народное творчество. Сегодня благодаря работе Нины Гармаевны есть кому выступать на конкурсе. А что будет дальше? Это проблема, конечно, - поделился улигершин.        

Благословение Рыгзына Эрдынеева

Алексей Цырендылыков - профессиональный моринхуурист, бессменный участник «Алтарганы» с 2007 года, не раз занимал призовые места и становился лауреатом. 

Любовь к музыкальному творчеству привела его в колледж искусств им. П.И. Чайковского, где он обучился по классу морин хуура. Затем он продолжил обучение на отделении народного фольклора ВСГИК. Первым педагогом был Баасан Хуу, основатель морин хуура в Бурятии. После  окончания университета уехал в Агинский автономный округ, где работал в театре «Амар-сайн». Там же начал заниматься горловым пением под руководством заслуженного артиста России Леонида Бабалаева. В его репертуар входят эпосы «Дарханай гар», «Сохюусанай магтаал», «Буряад-Монголой уг гарбалай ульгэр домог», «Этигэл Хамбын магтаал» и т.д. На сегодня творчество для Алексея – это любимое хобби. 

Как признается улигершин, его увлечение – это не просто игра на морин хууре и заучивание текста, а ритуал, связанный с произношением сакральных текстов. Кстати, благословил Алексея не кто иной, как знаменитый улигершин, знаток старинных обычаев Рэгзэн Эрдынеев (1909 – 2006) из Еравнинского района. 

- В пожилом возрасте Рэгзэн Эрдынеев жил в Улан-Удэ и однажды пригласил меня к себе. Видимо, откуда-то узнал, что я учусь на морин хууре играть. Однажды  мы объединились, он читал, а я играл. Тогда мало что понимал в улигерах, несмотря на то, что я хорошо говорю на бурятском. В то время я был молод, мне было всего 17. После этого примерно через полгода известный сказитель умер. Я узнал позже, что, оказывается, он меня таким образом благословил, - вспомнил Алексей. 

«Нужно верить в то, что произносишь»

- Улигер сложно выучить. Нужно верить в то, что произносишь, проникнуться текстом, чувствовать его. Это же не просто сказка, предание надо пережить.  Жалко, что улигершинов никак не поддерживают на государственном уровне, поэтому и с передачей традиции трудновато. Язык неинтересен народу, - рассказал Алексей. 

По словам улигершина, его сокровенная мечта - исполнить эпос «Гэсэр». 

- В Монголии это направление развито, у нас же сейчас гэсэршинов не так много. Это плохо. Надо тянуться к этому. В Калмыкии исполнители эпоса «Джангар» - джангарчи - на хорошем счету, их поддерживают на республиканском уровне, - сетует Алексей. 

Он уверен, что игра на морин хууре помогает ему в жизни, прокладывает путь к любому делу. И все получается так, как он задумал. И он точно знает, чем займется, когда выйдет на пенсию. Он будет учить детей играть на морин хууре. Также подумывает об открытии детской школы улигершинов. 

Алексей признался, что ему предлагали работу в других городах и странах. Но его сердце отдано Бурятии. Он любит республику и не собирается покидать родные места. 

Бурятский народ славится эхирит-булагатской, унгинской, хоринской, хонгодорской  школами сказителей. Ученый фольклорист Сергей Балдаев (1889 - 1979) посвятил всю свою жизнь собиранию улигеров. Зарегистрировал более 400 певцов, тем не менее имена десятков и сотен народных поэтов остались неизвестными. В числе выдающихся ученых – общественный деятель Цыбен Жамцарано (1881 - 1942) , записавший со слов Маншуда Эмегеева наиболее архаичный вариант эпоса «Гэсэр». Он отмечен серебряной медалью Российского географического общества.

Автор: Нина Сахилтарова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях