Тайны Бурятии
22163
5

Путешествие по самой страшной дороге Бурятии. Фоторепортаж

Журналисты «Информ Полиса» отправились в экстрим-тур по прибайкальской «дороге смерти»

Фото: Владимир Буяхаев, Леонид Актинов

В Бурятии, как и во всех других регионах России, хватает дорог, претендующих на нелестные звания «опасных»,  и «экстремальных». Чаще всего они расположены далеко от столицы, где-то на горных перевалах и в таежных дебрях. Однако не каждый знает, что неподалеку от Улан-Удэ имеется автотрасса, которую в былые годы именовали «дорогой смерти». 

Речь идет о старой дороге через перевал Мандрик, отрог хребта Хамар-Дабана. Поездка по этой трассе была настоящим испытанием воли и нервов, так как малейшая ошибка приводила к трагедии. Те, кто только готовился проехать через Мандрик, обычно шли в дацан или церковь, а миновавшие опасный участок обязательно останавливались и благодарили богов и духов за то, что они позволили им остаться в живых. 

Горный серпантин

Даже сейчас Мандрик, высота которого около 900 метров, считается сложным перевалом. Крутой подъем и спуск со множеством поворотов заставляет автомобилистов быть крайне внимательными и осторожными. А если учитывать частые летние туманы и снегопады зимой, то становится понятно, почему этот горный серпантин по сей день является одним из опасных в Бурятии. Не зря все проезжающие оставляют на вершине Мандрика монеты и прочие дары духам местности. Для этого там даже оборудовано специальное место. 

Однако те, кто знают о старой дороге через Мандрик и некогда проезжали по ней, с усмешкой говорят: «Новый Мандрик» – это ничто по сравнению со «старым». Сейчас что: сиди да рули. А вот раньше это была «дорога смерти»!». Туда-то мы и решили направиться, чтобы изучить, насколько страшной была старинная трасса и можно ли ее сейчас предложить туристам-экстремалам. 

Тайны старого Мандрика 

Для начала немного истории.  В былые времена прямую дорогу через перевал проложить не удалось. Слишком крутым там был подъем, крепки скалы и непроходима тайга. Технические мощности, которыми располагали дореволюционные дорожники, не позволили им идти прямо через гору. Поэтому строители двинулись в обход, проложив трассу по самому краю скалы. Дорога получилась, но вариант оказался по-настоящему страшным. 

Трасса вышла настолько узкой, что на ней с трудом могли разъехаться повозки. Бывало так, что в условиях тумана, который нередок на Мандрике, встречные лошади пугались друг друга и шарахались в сторону. Это было смертельно опасно – съезд с колеи обозначал, что повозка тут же опрокидывалась в обрыв в несколько десятков метров высотой, усеянный острыми камнями. Кувыркающаяся повозка могла «лететь» до самой Селенги. По одной из легенд, в тот момент и появилась название «Мандрик». Якобы по этой дороге ехала княгиня Вознесенская. Женщина пришла в ужас, увидев узкую дорогу, с одной стороны которой возвышались неприступные скалы, а с другой - зияла пропасть. Княгиня в ужасе воскликнула: «О, мандраже!» (Страшно!). Эти слова она повторяла все время, пока повозка двигалась вдоль горы. 

Ситуация усугубилась в советское время, когда через Мандрик двинулись автомобили. Если повозки могли разъехаться, то грузовикам это было сделать очень трудно. Мало помогали выдолбленные в скалах «карманы», куда заезжали машины, пропуская встречный транспорт. Тогда-то на Мандрике одна за другой и стали случаться страшные аварии. Дошло до того, что оба въезда на перевал пришлось соединить телефонной линией. Подъезжающие к Мандрику водители звонили диспетчеру, чтобы узнать, двигаются ли навстречу машины. Если да, то нужно было ждать. Лишь в 60-х годах XX века через Мандрик наконец-то была проложена новая дорога, по которой ездят сейчас. 

По дороге былых времен

Как рассказали краеведы, старинная дорога хотя и заросла травой и кустарником, остается достаточно проходимой. В этом-то мы и решили убедиться. 

Свой путь мы начали от села Старое Татаурово. Неподалеку от деревни, там, где находятся развалины старинного завода, есть хорошо различимый выход старой дороги на новую автотрассу. Оттуда-то мы, отметив время, и начали свой путь. 

Надо сказать, что тем, кто вдруг надумает проехать по дороге на автомобиле, от этой идеи лучше отказаться. Там то и дело встречаются большие булыжники.  Уже через несколько метров мы увидели, чем может закончиться попытка покорить трассу на машине. Крупный камень и трава были густо забрызганы моторным маслом. Похоже, что тут кто-то пробил поддон картера. Напомним, что такая поломка способна в секунды вывести двигатель автомобиля из строя. Так что рисковать не стоит. К тому же дальше дорога была перекрыта большой грудой щебня, проехать через которую невозможно. Это сделано как раз для того, чтобы экстремалы на машинах сюда не совались. Так что лучше пешком. Это и полезнее, и интереснее. 

Поначалу дорога показалась труднопроходимой из-за густых зарослей кустарника и высокой травы. К тому же тропа неожиданно «разошлась» сразу на несколько дорожек. Поразмышляв, решили двигаться по той, которая ближе к железной дороге. Это оказалось правильным – вскоре мы уже вышли на хорошо различимую грунтовую дорогу. Другие тропы, уходящие в лес, по нашему мнению, вели на перевал. 

Ну а мы двинулись по старой трассе, удивляясь тому, как в древние времена, действуя одними кирками, дорожные строители сумели пробить эту дорогу. Даже не пробили, а буквально прорубили гранитную скалу. Ведь даже сейчас не каждая горная техника ее возьмет. К тому же строители не только сумели «срезать» выступы скал, они еще и  укрепили откосы каменными плитами и мощеной брусчаткой. Сколько же труда и времени им на это понадобилось? 

Вскоре стало ясно, почему водители именовали трассу «дорогой смерти». Некоторые участки действительно оказались опасными. Дорога резко сужалась, а угол поворота был почти перпендикулярным. Видимо, в этих местах и срывались в обрыв машины и телеги. Взглянув с обрыва вниз, нам стали понятны чувства несчастной княгини Вознесенской. Высота там была более чем порядочной, а проезжавший внизу железнодорожный состав показался игрушечным. Еще мы обнаружили, что на этой дороге действительно бывают люди. Об этом говорили старые костровища. Может быть, тут бывают туристы или приезжают на отдых жители из Татаурова. Вид-то с дороги просто потрясающий: серебристая гладь Селенги, горы, острова, поросшие черемухой и ивой, мчащиеся у подножия горы поезда. Так что это место действительно стоит того, чтобы здесь побывать. 

Свернув за очередной поворот, мы неожиданно для себя увидели село Еловку – конечную точку нашего маршрута. Смотрим на часы: для того чтобы пройти по «дороге смерти», нам понадобился всего час. Так что эту дорогу вполне можно рекомендовать для посещения. К тому же своего жуткого названия она явно не заслуживает. Вполне нормальный, не самый сложный, но зато очень познавательный маршрут. 

Однако необходимо привести автодорогу в порядок: соорудить ограждения на опасных участках, организовать места для отдыха и обеда. И тогда Прибайкалье, а значит, и вся Бурятия получит еще один интереснейший пеший маршрут, который явно привлечет туристов.            

О том, почему перевал носит название Мандрик, неизвестно до сих пор. Одни считают, что это связано с историей княгини Вознесенской, другие говорят о разбойнике по имени Мандрик, жившем в этих краях.  Не исключено, что  название перевала произошло от сибирского диалектного слова «мандрык», что означает труднопроходимую тропу в глухой тайге.

Автор: Леонид Актинов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях