Бизнес
2407

Комплексное развитие Забайкалья. Возрождение

Амбициозный проект республиканских властей переживает своё очередное возрождение

Амбициозный проект республиканских властей переживает своё очередное возрождение

Прежние проекты «Комплексного развития Забайкалья» не выдерживали критики федеральных властей как с точки зрения завышенных финансовых ожиданий, так и со стороны целесообразности некоторых предприятий. Однако в этот раз, как говорят авторы проекта, всё будет по-другому.

Более того, никаких ассоциаций с прежним прожектом «новая» команда не хочет, признавая, что негатив от потерпевшего фиаско предприятия вредит репутации сегодняшнего предприятия.

Цель прежнего проекта, как и нынешнего, заключалась в создании новой индустриальной базы развития экономики региона. Он также должен был сократить дефицит транспортной и энергетической инфраструктуры слабо освоенных территорий северо-востока Бурятии.

— Сейчас мы сформировали новое юридическое лицо, так как ответственности за старые недоработки мы нести не хотим,  — заявил заместитель председателя правительства РБ Александр Чепик.

 

Что было вначале

Инициатором государственно-частного партнёрства на уровне крупного бизнеса была компания «Метрополь». Позже состав участников менялся, но несущественно. Проект «Комплексное развитие Забайкалья» был призван стимулировать бизнес к освоению крупных месторождений на северо-востоке, востоке Бурятии и севере Забайкальского края. Для этого государство в лице правительства Бурятии и руководства Забайкальского края при помощи средств Инвестиционного фонда РФ должно было обеспечить необходимую инфраструктуру, а именно дороги и электроэнергию.

 Практически два года шли обсуждения, менялось экономическое обоснование проекта, шло согласование с федеральными отраслевыми министерствами.

    Ещё в апреле этого года во время приезда в Улан-Удэ Анатолия Квашнина критика «Комплексного развития Забайкалья» касалась экономического и экологического обоснования. Напомним, что такая сумма требуемых инвестиций была озвучена в Бурятии впервые — почти 600 млрд. рублей, из них 53 процента — средства из Инвестиционного фонда. Также неясно было с экологической экспертизой печально известного Холоднин­ского месторождения свинца и цинка. Проект был признан сырым и отправлен на доработку. Однако, пройдя первые инстанции, позже, летом, проект и вовсе «встал».

 

Работа над ошибками

На Байкальском экономическом форуме неожиданно было объявлено о создании нового юридического лица, управляющей компании «Комплексное развитие Республики Бурятии». Обновлённый и расширенный состав участников подписал соглашение о намерениях, в рамках которого и планируется будущее сотрудничество.

На сегодняшний день, кроме компаний, подписавших соглашение, ООО «ИФК «Метрополь», ОАО «ОГК-3», ОАО «ТГК-14», ООО «Золотой Восток-Сибирь», ОАО «Байкальская лесная компания», ОО «УК Интергео», ЗАО «Горная компания «Вертекс», ОО «Группа Акрополь», СУЭК и ОАО «РусГидро», детали своего участия обсуждают РЖД и ФСК. Предложено участие и ОАО «ХК «Металлоинвест» (Удокан).

 — В «Комплексном развитии Забайкалья» предыдущей редакции был проект железной дороги Могзон — Озёрная — Таксимо, — говорит Александр Чепик, — этот проект был спроектирован ещё в советские времена, с тех пор всё поменялось. Дело в том, что для республики он был бы очень дорог и неэффективен. Есть другой проект, который был проработан: Новоильинск — Озёрное — Новый Уоян, он закрывает потребности всех наших месторождений. Мы сейчас ищем выход на Монголию и Китай, как перспективные, имеющие необходимый объём грузопотока направления, а так по старой схеме практически весь грузопоток направлялся по более длинному пути. Мы считаем, что это неправильно, и сейчас пытаемся внести соответствующие изменения в стратегию.

 

В новый проект с новыми силами

Новый проект отличается от старого. Согласно ему, планируется построить на порядок больше объектов инфраструктуры за меньшие деньги. Учитывая прежний опыт, стоимость проекта была снижена более чем в два раза и сейчас равна 230 млрд. рублей. Благодаря только изменению схемы железнодорожного строительства стоимость сократилась на 4 млрд. рублей. 

 Концепция государственно-частного партнёрства осталась в силе. Такое же практически равное соотношение инвестиций: 50,4 процента — 49,6 процента, то есть, говоря простым языком, диалог следующий: «Сколько вложишь денег, столько мы тебе инфраструктуры и построим».

 Одним из источников финансирования проекта выступают собственные и заёмные средства инвесторов. В условиях финансового кризиса некоторые компании ждут от государства, кроме обязательств по построению инфраструктуры, и государственных гарантий при получении кредитов.

Как утверждают в правительстве РБ, вопросы, связанные с предоставлением госгарантий на республиканском уровне, уже решаются.

— Что касается федеральных госгарантий, мы все необходимые письма направили и в рамках визита высоких гостей обсуждали эту тему, в том числе с представителями бизнеса, которые участвуют в проекте. Дело в том, что федеральные госгарантии должны быть обеспечены залогом. Есть определённые процедуры, есть Бюджетный кодекс. 

Реализация проекта, как отмечают в правительстве Бурятии, позволит сократить дефицит транспортной и энергетической инфраструктуры. Готовой инфраструктурой в будущем, вслед за крупным, сможет воспользоваться и средний и малый бизнес.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях