Главное Популярное Все Моя лента
Войти

Это прорыв!


1655

Создатели первого бурятского мюзикла показали, каким должен быть современный театр

Создатели первого бурятского мюзикла показали, каким должен быть современный театр

Премьера мюзикла «Бургэд хатар» («Танец орла») прошла в Государственном бурятском театре драмы 14 июня. В новом сезоне эта постановка может стать самой успешной и кассовой среди всех спектаклей, идущих на подмостках театров города

 По странной традиции, складывающейся в театральном мире Улан-Удэ, ГБАТД представил «Танец орла» в самом конце сезона. Вообще, это не очень разумно. Во-первых, часть потенциальных зрителей уже в отпуске. Во-вторых, каждый новый спектакль надо обкатывать еще несколько месяцев после премьеры. А ведь после длительного летнего перерыва актерам любой постановки, а особенно такой грандиозной, понадобится время, чтобы сыграться вновь.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Жанр мюзикла — один из самых сложных и затратных в современном театре. В Москве большинство мюзиклов — «42nd Street», «Чикаго», «We Will Rock You», «12 стульев», «Норд Ост» — быстро закрылись. Остальные — «Cats», «Mama, mia!» — шли ежедневно по паре лет благодаря поддержке западных партнеров и принесли постановщикам русских версий минимальные доходы.

Впрочем, есть еще один вариант, который может иметь коммерческий успех в наших условиях. Это мюзикл, идущий на сцене государственного театра в режиме репертуарного спектакля, который «забирает» доходные выходные и праздники. Именно в таком варианте и собираются показывать «Танец орла». Название мюзикла — один из элементов бурятской национальной борьбы.

Сюжет прост. Юноша Буда из бурятской деревни приезжает в Улан-Удэ, где поступает на физфак в БГУ, но одновременно сталкивается со многими соблазнами большого города. Его пытаются завлечь в местную банду. Когда он отказывается, Буде наносят то, что криминалисты называют тяжкими телесными повреждениями. Но благодаря девушке Cэсэг молодой человек возвращается в спорт, побеждает на устроенном бандитами нелегальном турнире заезжего «мастера восточных единоборств», а затем становится чемпионом мира по вольной борьбе.

Главная цель постановки — отдать дань бурятским борцам, которые прославили республику в России и в других странах.

 

МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ

Спектакль практически идеально выстроен по темпоритму. Ритмичные танцы сменяются песнями на русском и бурятском языках, разговорными вставками и диалогами на обоих языках. Кульминационная сцена — бой Буды с мастером восточных единоборств — приходится по времени как раз на золотую середину. Немного затянутым кажется танец в начале первого акта, а также заключительный танец всех актеров. Создается впечатление, что после него спектакль уже закончится, но начинается спокойная лиричная песня, которая и завершает постановку. Это, кстати, не очень характерно для развлекательного мюзикла-ревю, к жанру которого можно отнести «Танец орла». Обычно в конце подобных постановок звучат быстрые мелодии, которые и становятся массовыми хитами. Впрочем, в «Танце орла» такими хитами, которые будут раздаваться на улице, в машинах улан-удэнцев и из динамиков мобильных телефонов, могут стать сразу несколько песен.

В большинстве разговорных вставок мастерски использован прием буффонады. Например, использованы сленг местной шпаны и выпячивание характерных жестов, манеры поведения этой категории населения Улан-Удэ. Обычно в мюзиклах авторы сознательно отказываются от присущих драме характерных персонажей. Да и режиссеры тоже не требуют многого, понимая, что актерам сложно одновременно петь вживую, танцевать, да еще и участвовать в диалогах. Но, поскольку в этой постановке заняты именно актеры Бурдрамы, а не певцы, можно отметить, что им удалось раскрыть в диалогах задуманные авторами характеры героев.

 

ПОНЯТЕН ВСЕМ

Зрителя поразят световое оформление и спецэффекты, примененные на сцене. Правда, очень раздражает своим шумом один из приборов, имитирующий снегопад. Но это, надеемся, поправимо.

Отметим, что для зрителя, не владеющего бурятским языком, нет никаких сложностей в понимании самого сюжета. В песнях и музыкальном оформлении мюзикла каждый услышит разные стили. Тут и бурятские напевы, и стилизация под западную попсу 80-х, а также рок и современный рэп.

В общем, то, что сделали композитор Баир Дондоков с режиссером спектакля Сергеем Бальжановым и многочисленной командой профессионалов на сцене ГБАТД, можно смело назвать прорывом в истории театральной Бурятии. Эта постановка, прежде всего, будет очень интересна молодому зрителю. Именно такой спектакль позволит привлечь его в зрительный зал и приучить ходить в театр. В будущем же можно задуматься и о студийной экранизации мюзикла.

Фото Дмитрия Алтаева.
Читать далее