До нового учебного года осталось всего два дня, но до сих пор неясно, начнется ли он для учащихся лицея №16 и училища №8. Дело в том, что 14 июня 2007 года правительство Бурятии издало постановление о реорганизации этих учебных заведений
Реорганизация, как выяснилось на деле, заключается в том, что одних выселяют из собственного помещения и подселяют к другим. Здание же профессионального лицея предполагается передать Российской академии правосудия.
— Правовое учреждение вселяется неправовыми методами, — убеждена Валентина Яковлевна Васильева, председатель профкома лицея №16. — И самое главное, судебные органы сеют неверие в право и закон, во власть и государство.
Помещению, которое приглянулось служителям Фемиды, всего 20 лет. В нем разместились удобные кабинеты, учебная пекарня, есть даже свой спортзал со скалодромом. Отсюда, с улицы Шумяцкого, учащимся предлагают переехать на Мясокомбинат, в училище №8, располагающее двумя корпусами, один из которых был построен ровно семьдесят лет назад.
Несмотря на то что для размещения академии были предложены здание Иволгинского гидромелиоративного техникума, спальный корпус коррекционной школы №2 и другие пустующие помещения, выбор все же пал на шестнадцатый лицей. Верховный суд РБ и Управление судебного департамента посчитали предложенные объекты не подходящими для академии.
В результате предстоящего «новоселья» более ста человек, проживающие в общежитии лицея — а это в основном малообеспеченные ребята из сельской местности и дети-сироты, останутся без крыши над головой. Вселить их всех в общежитие училища №8 невозможно, ведь там живут свои учащиеся. По словам Валентины Васильевой, представители судебного департамента предложили ребятам снимать квартиры…
— При слиянии двух учебных заведений контингент обучающихся увеличится вдвое, что противоречит санитарно-гигиеническим условиям, — пишет в информационной справке Лариса Викторовна Тюменцева, директор училища №8. — После объединения предстоит заниматься в две смены, занятия будут заканчиваться очень поздно. В связи с криминогенной обстановкой в вечернее время (а училище находится на окраине города) многие родители уже сейчас обеспокоены судьбой своих детей. В училище отсутствует спортивный зал, нет свободных площадей для размещения учебных лабораторий по тем профессиям, которые готовит лицей №16.
При слиянии двух учебных заведений профессиональный лицей фактически ликвидируют, хотя вслух об этом и не говорят. Как не говорят и о предстоящем сокращении штатов, хотя это тоже неизбежно.
— Два учителя не встанут к одному столу, — справедливо замечает председатель профкома.
О том, кто из двух директоров возглавит новое учебное заведение, тоже остается только догадываться. Лариса Викторовна Тюменцева предполагает, что, несмотря на богатый опыт, наличие желания и возможности работать, сократят именно ее, так как она достигла пенсионного возраста.
— Родители лицеистов ранее обращались в республиканскую прокуратуру, которая вынесла предостережение министру образования о недопустимости ухудшения условий обучения учащихся, — рассказывает Валентина Васильева, — но дальше предпринят ход конем: чтобы вывести из-под удара Министерство образования, постановление подписывает правительство Бурятии.
Получается, что министерство тут ни при чем, оно выполняет постановление правительства и никого при этом не волнует, что условия обучения существенно ухудшаются. Лицеисты лишаются собственного спортзала, лабораторий, необходимых для получения выбранных специальностей и т.д. Кроме того, они лишаются возможности поступить на третий курс института по окончании своего учебного заведения, так как после училища их туда никто не возьмет.
С таким положением дел категорически не согласны родители. Недавно они вынуждены были обратиться с открытым письмом к президенту Бурятии Вячеславу Наговицыну. По его поручению решением проблемы занялся Иннокентий Егоров, первый заместитель председателя правительства.
— Егоров провел совещание, я была на нем, — рассказывает Ирина Федотова, мать третьекурсницы лицея №16. — Когда я предложила выделить для академии другое помещение, он погрозил мне пальцем и сказал: «А вот этого не надо!»
И вновь все вернулось на круги своя: родители и педагоги продолжают бить тревогу.
— Еще до выхода постановления правительства мы высказали свое мнение, что это никакая не модернизация и уж тем более речи не идет ни о каком национальном проекте, — говорит Валентина Яковлевна Васильева, — но наше мнение никто не принял во внимание. Нас выталкивают в криминогенный район, за железнодорожную линию, в старое здание, где нет спортзала, и все это называют «повышением качества подготовки квалифицированных рабочих кадров». В этом виден весь неприкрытый цинизм власти.
По мнению педагогов, если действительно стоит вопрос о повышении качества подготовки учащихся, то логичнее перевести детей из худших условий в лучшие, а не наоборот. Перевод в неподходящие условия педагоги рассматривают как постепенную ликвидацию учебного заведения, причем довольно успешного. Лицей №16 дважды получал статус федеральной экспериментальной площадки. В 2005-м завоевал звание «Школа года» и выиграл грант Министерства образования РФ как «Инвестиционно привлекательный субъект сферы образования».
У лицея интересные планы на будущее: в 2007—12 годах здесь было предусмотрено создание ресурсного образовательного центра по комплексной подготовке специалистов для туриндустрии. А на базе профессионального училища №8 планировалось открыть мини-завод по переработке мясных изделий и полуфабрикатов. Кроме того, для улучшения качества подготовки и конкурентоспобности выпускников здесь мечтали расширить набор учащихся по профессиям мясоперерабатывающей промышленности. Соединение двух учреждений, без сомнения, поставит жирный крест на всех планах и достижениях.
И все же реорганизация произойдет, заверил Федор Хархинов, консультант Министерства образования РБ:
— Как говорят в армии, дан приказ, и он не обсуждается.
В настоящее время, по словам Федора Лукьяновича, в лицее №16 открыта общественная приемная, в которую могут обратиться родители и учащиеся и в индивидуальном порядке решить дальнейшую свою судьбу.
Если кто-то из ребят не захочет переводиться в училище №8, он получит возможность учиться в другом учебном заведении по сопутствующему профилю, говорит Федор Хархинов. Туристы, к примеру, переводятся в училище олимпийского резерва. Все будет делаться по желанию учащихся. Если они или их родители окажутся против, придется искать какое-то компромиссное решение.
Но родители лицеистов хотят, чтобы их дети окончили то учебное заведение, в которое поступили. Несколько человек в связи с этим обратились с заявлениями в суд Советского района. Они надеются, что им все же удастся отменить или приостановить исполнение решения правительства, но решения суда пока нет.
Несмотря на «подвешенное состояние», педагоги лицея и училища готовятся к началу учебного года. 1 сентября, как и в большинстве учебных заведений, здесь пройдут торжественные линейки, а что будет дальше, покажет время. Учащиеся о столь необычном «сюрпризе» еще не знают.
Общество
2292
Ликвидация или реорганизация?
Объединяя два учебных заведения, власти фактически ликвидируют профессиональный лицей №16 и создают гораздо худшие условия для училища №8