Общество
2059

В Гремячинске гремят взрывы, как на войне

Долгожданное строительство дороги по Баргузинскому тракту держит жителей поселка в постоянном страхе

— Взрывы такой мощности бывают, что у нас даже те, кто войну прошел в Афганистане и Чечне, невольно приседают и даже падают на землю, — рассказывает Вячеслав Попов, директор Гремячинской школы. — Дело дошло до того, что из тайги в Гремячинск глухари залетели, оглушенные взрывами, словно контуженные. Вот детям забава была, гоняли птиц по всей деревне



Никто не мог подумать, что новая дорога, которую жители Гремячинска ждали с нетерпением, принесет столько неприятных моментов. С декабря 2006 года в двух с половиной километрах от Гремячинска с периодичностью два-три раза в неделю раздаются взрывы. Если раньше при их звуке человек вздрагивал от неожиданности, то в последнее время мощь такова, что сотрясаются стены домов. В местном магазине с полок падают продукты, на стенах и потолках зданий появляются трещины. Но даже не это беспокоит жителей Гремячинска.
— Щели и трещины замажем и дальше жить будем, — говорит Татьяна Грибанова, жительница Гремячинска. — Нас-то волнует другое: гора, где добывается щебень для строительства автодороги, находится в полкилометре от Байкала. Мы же не знаем, что творится после взрывов на дне озера. Кроме того, мы живем в сейсмоопасной зоне, нас и так потряхивает время от времени. Можно только предполагать, чем могут обернуться в будущем для Гремячинска эти взрывы.
У взрывников вся разрешительная документация на проведение буровзрывных работ для добычи щебня к строящейся автодороге имеется.
Строители уверяют, что все происходящее — издержки производства. Но жители не хотят мириться с тем, что с их стороны озера ушла рыба, по поселку летают перепуганные тетерева, а они сами живут в постоянном страхе.

Рыба покинула Гремячинск
Постановлением правительства РФ от 30 августа 2001 года утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне. В него внесена деятельность, связанная с проведением взрывных работ в акватории озера Байкал и в прибрежной защитной полосе его водоохранной зоны. Но, по-видимому, нет правил без исключений.
— Взрывы, ощутимые для населения, могли производиться разве что с нарушением технологии, — сообщил Дмитрий Головин, заместитель руководителя Иркутского научно-исследовательского производственно-технического центра, который проектировал дорогу «Турунтаево—Курумкан». — Расстояние, безопасное для Байкала, по нормам считается до 350 метров от места взрыва. С собственниками территории все работы должны быть согласованы.
В том, что из-за проведенных взрывов нарушается экология, население Гремячинска не сомневается.
— Рыба ушла отсюда, — рассказывает Борис Перелыгин, житель поселка. — Сети поднимаются с одним песком. Такого раньше не было. Видимо, на глубине Байкала сильно встряхивает песок.
Действительно, в районе Гремячинска существует естественный разлом. 23 и 27 марта тряхнуло так, что люди по-настоящему испугались. Взрывная волна прокатилась по всему поселку. Боялись, что за этим последует землетрясение.
— Я в пятницу, 23-го, дома была, — рассказывает Татьяна Грибанова. — Было такое ощущение, словно дом вот-вот, как коробок, сложится. У меня до сих пор, как заговорят, что взрывать начнут, руки становятся мокрыми. Страх такой.



Стресс испытывают животные. Коровы начинают разбегаться в разные стороны, собаки истерично лают. Сильно напуганы дети. В местном детском саду ребятишки не могут уснуть. От взрывов открываются двери, дребезжат стекла в окнах.
Дома и здания в Гремячинске старой постройки, а где тонко, там и рвется. После мощных взрывов во многих домах на потолках появились паутины трещин. В школе перед новым учебным годом в прошлом году стены отделали плиткой. Сейчас эта плитка местами полопалась. В конторе лесхоза трещина опоясала все стены, в магазине появилась дыра.
— Конечно, нас насторожил такой шумовой эффект, — говорит Сергей Рыбальченко, заместитель главы администрации Прибайкальского района. — Мы встретились с представителями ООО «Магистраль» для выяснения причины. Они нас заверили, что все в порядке. Действительно, бояться нечего. Это подтверждает вся документация. Самое ближайшее строение от места взрывов находится на расстоянии 2,8 километра. Я не уверен, что трещины на стенах и потолках связаны со взрывами. Скорее, с весенними явлениями, почва размораживается, дома двигаются.

Гора стала лысой
Гора, на которой добывают камень, находится на высоте 705 метров. Туда проложена проселочная дорога, проведено электричество. Подрядчики не только проводят буровзрывные работы, но и занимаются производством щебня. Для этого на горе установлено пять дробильных машин. Более крупный материал кладется в три слоя на земляное полотно. Затем мелкая щебенка добавляется в два слоя асфальта. Верхние пласты на горе уже сняты. Рядом горы готового щебня.
С сопки хорошо просматривается поселок. Дома — как спичечные коробки. Снизу эту гору тоже хорошо видно. Только теперь она не покрыта деревьями и кустарниками. Местные жители называют ее сейчас «лысой». Близлежащий лес стоит без верхушек деревьев. Они снесены взрывной волной.
В карьере должны добыть 200 тысяч кубометров щебня. Гора уменьшится на 20 метров.
— Никаких последствий для окружающих не будет, — уверен Виктор Коктышев, заместитель генерального директора ООО «Магистраль» Амурской области. — Ведь в каждом конкретном случае проводятся определенные расчеты. Ситуация по поводу двух сильных взрывов объясняется тем, что заряды были установлены с краю горы в сторону Гремячинска. Поэтому жители их почувствовали. Перед каждым взрывом мы отдаем письменное уведомление в администрацию поселка о его дате и времени. Они уже сами должны оповещать население.
По контракту на строящемся возле Гремячинска участке дороги взрывные работы должны завершиться до 1 сентября. Однако это не означает, что на этом беспокойство жителей закончится.
Когда подрядчики перейдут на другой участок дороги, нет уверенности, что рядом окажется карьер со скальным грунтом. Тогда будет стоять вопрос о расширении гремячинского карьера. Подтвержденные запасы щебня на этой горе составляют 400 тысяч кубометров. Но если геологи обнаружат новое месторождение камня, карьер прекратит свое существование и не будет смысла возить щебень за 40 километров.
Строители с ООО «Магистраль» — бывшие бамовцы.
— Когда мы БАМ строили, зверя и рыбы было много, — вспоминает Виктор Коктышев. — После строительства трассы их совсем не стало. Прошло пять лет и все на свои места встало. И рыба пришла, и звери вернулись. Недавно расширяли железную дорогу «Карымск—Забайкальск». Взрывы проводили за 1,8 метра от действующей железной дороги. Ничего не случилось. А что деревья без верхушек остались — взрывная волна, от этого никуда не денешься.
Чтобы успокоить людей, объяснить причины взрывов, Виктор Коктышев встретился с главой сельского поселения. Однако рассказать, какие геологические исследования проводились, как реально отразятся взрывные работы на акватории Байкала, было не в его компетенции.
— Вроде хорошее дело затеяли — дорогу построили, — говорит Оксана Тришкина, глава сельского поселения. — А о Байкале забыли. Мы не сомневаемся, что все разрешения есть. Только почему байкальский фактор при этом не учитывался?

Гремячинск — Улан-Удэ.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях