Общество
2468

Вымогатели «крышуют» целый район

Предпринимателей Иволгинского района терроризируют банды подростков

На мой электронный адрес пришло письмо от жителя Иволгинского района:



«Предпринимателей и коммерческие организации в Иволгинском районе (в пос. Иволгинск, Тапхар, Каленово, Исток и др. населенных пунктах района) рэкетирует преступная организация, которая называется «Мотомовская» (не факт, что она является таковой). Она выходит на контакт с подростками этих населенных пунктов и уже с помощью их занимается запугиванием и сбором дани с предпринимателей — людей, которые официально заготавливают лес, владельцев магазинов, закусочных и других предприятий. При этом они угрожают поджогами (большая часть зданий деревянная, у всех отсутствуют достойная система охраны и видеонаблюдение). Также в Иволгинском районе нет вневедомственной охраны, а уровень работы местного отдела милиции крайне низок (в селах никто не знает участковых) и велика утечка информации с негативными последствиями для обратившихся в милицию. Кроме всего, местная «шпана» отлично осведомлена о местах жительства, семейном положении и других данных предпринимателей, что делает последних еще более уязвимыми. Все вышеперечисленное угнетающе действует на малый бизнес района».

В Иволге в прошлом году прокатилась волна поджогов и битья стекол в торговых точках. Корреспонденты «ИП» побывали в магазинах, пекарнях, шиномонтажках, закусочных, парикмахерских поселков Исток, Тапхар, Иволгинск, Каленово. Обслуживающий персонал и сами предприниматели указывают дни — раз в месяц, когда к ним приходят молодые парни — «крыша». Называются конкретные суммы от 500 до 1000 рублей (такса зависит от прибыльности бизнеса, продуктовые магазины платят больше, чем парикмахерская или шиномонтаж). В милицию предприниматели не обращаются, так как боятся огласки. Информацией не владеет и администрация Иволгинского района. А без заявления хотя бы от одного потерпевшего уголовное дело о вымогательстве невозможно возбудить, сообщили в Управлении по борьбе с оргпреступностью МВД Бурятии.
В селе Тапхар два продуктовых магазина, недавно открылась столовая и работает пекарня. Ни в одном из этих учреждений нам не подтвердили, что их кто-то пытался рэкетировать. Тапхар славится своей криминальностью, раньше здесь находилось поселение «химиков». А осенью этого года тут развернулись настоящие «маски-шоу». В поселок на микроавтобусе приехала группа вооруженных людей в масках. Они избили и увезли с собой двух парней. Напуганные тапхарцы закрылись в своих квартирах, чтобы под «раздачу» не попали их сыновья.
В небольшом селе Каленово, расположенном в отдалении от трассы, работают три продуктовых магазина. В районном центре Иволгинск порядка 20 магазинов, две парикмахерские, шиномонтажка. Кто-то из предпринимателей платит дань совсем недавно, а кто-то уже год.
— 500 рублей, казалось бы, сумма небольшая, но я на эти деньги те же продукты могла бы домой купить, — говорит одна из предпринимателей. — И где гарантия, что через несколько месяцев они не потребуют больше?
Те, к кому вымогатели еще не наведывались, называют по фамилиям своих коллег, платящих деньги.
— Они говорят, что их «старшаки» заставляют и они собирают деньги для «общака», — оперирует воровскими понятиями продавец.
В двух магазинах рассказали о казусных ситуациях. К предпринимателям, которые уже «выделяют» деньги, приходили еще одни вымогатели и также требовали дань. Есть и отдельная каста — бизнесмены, которые не платят «шпане», у них есть более высокие покровители.
Близость к Улан-Удэ для Иволгинского района — палка о двух концах. Многие ездят на работу и учебу в город, в то же время Иволга стала перевалочной базой для жителей из самых разных районов Бурятии. Они снимают здесь жилье (стоимость квартиры возросла до двух тысяч рублей в месяц) или живут у своих знакомых. Отследить этот поток сложно. Сами жители Иволгинского района подтверждают, что приезжих очень много, и считают, что во всем виноваты именно гастролеры.
В подтверждение они рассказывают о преступлениях, которые потрясли всех. Весной этого года в канун 8 Марта на территории Иволги орудовал преступник, который избивал женщин и вырывал сумки. И буквально накануне приезда журналистов «ИП» в Иволгу произошло зверское убийство супружеской пары — пенсионеров. 83-летний достаточно крепкий еще мужчина, участник Великой Отечественной войны, получал хорошую пенсию — более 10 тысяч рублей — и подрабатывал таксистом. После убийства супружеской четы их дом злоумышленники подожгли.
— Мы не доверяем нашим милиционерам, напиши заявление, все село об этом узнает, — говорят предприниматели.
Огульно обвинять весь райотдел милиции в бездействии неверно. Не зря же ему присвоено первое место по результатам оперативно-розыскной деятельности. А убийство пенсионеров сотрудники раскрыли за три дня. В этом году в суд было направлено дело о банде квартирных воров, за которыми числилось 17 эпизодов. Последние два года райотдел возглавляет новый начальник, Андрей Кривогорницев, ранее он работал в Управлении по борьбе с оргпреступностью. С его приходом практически наполовину поменялся состав ОВД, он набрал сотрудников, которым доверяет.
— Интересно, в райотделе пить перестали, — рассказывает жительница из дома напротив. — Раньше это в порядке вещей было, все в кабинетах пили.
Милиционеры после визита журналистов объехали все магазины Иволги. В объяснительных продавцы и директора писали, что действительно слышали про «крышевание», но к ним это отношения не имеет.
— Если предприниматели не доверяют дежурной части, то могут позвонить мне по прямому телефону, — говорит Андрей Кривогорницев.

Преступники играют на психологии
Комментарий Алексея Чиркова, замначальника УБОП МВД РБ:
«Законодатель недаром определил в качестве основного признака данного преступления (ст. 163 УК) именно угрозу в адрес потерпевшего. Если вымогатель претворяет угрозы в жизнь, то его действия будут квалифицироваться уже по другим, как правило, более тяжким составам преступления. Преступники неплохо ориентируются в уголовном законодательстве и, играя на психологии потерпевших, запугивают их различными угрозами, целью которых является подавление воли и завладение чужим имуществом. Нежелание потерпевших заявлять в милицию приводит к тому, что правоохранительные органы, даже обладая полной информацией о данных фактах, не имеют законных оснований применить в отношении вымогателей какие-либо меры процессуального принуждения».

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях