Общество
1946

Старики еще всех перепляшут

Веселые жители Большого Куналея считают, что в труде и с песней можно преодолеть все неприятности

— Вот соберемся, корову продадим и завтра же по-едем в Германию, там мы еще не были, — шутят старейшие участники Большекуналейского семейского хора



Деревенскому ансамблю в 2007 году исполнится 80 лет. Сейчас в хоре 15 человек и в основном это люди пожилого возраста. Большинство из них поют уже более 50 лет. Уходить со сцены они еще не собираются. Надеются, что успеют передать традиции и обычаи семейских своим детям и внукам. Многие считают, что после ухода стариков из ансамбля он перестанет быть тем, чем был все эти 80 лет. Участники Большекуналейского семейского хора — яркий пример людей, любящих и уважающих свое прошлое. Они не могут представить свою жизнь без песен. Пока живы старики, жив и ансамбль, а пока он существует, старики будут петь и плясать.
Хор за его долгую творческую жизнь приглашали в разные города России и страны. И теперь приходят приглашения. Только вот поехать не всегда удается.
С пяти лет на сцене выступает Ирина Власовна Голендухина, бывший руководитель хора. Да и сейчас она — главный человек в ансамбле.
— Я же культурное образование имею, — говорит она, — вот никак и не могу оставить свое дело.
Ирина Власовна побывала со своей группой в разных странах. В 1990 году участники ансамбля поехали с гастролями по Европе, где пробыли 27 дней. Передвигались певцы из страны в страну на автобусах, побывав во Франции, Голландии и других государствах.
— Из Парижа нас не выпускали дней девять, наверное, — вспоминает Ирина Власовна. — А как нас встречали! В Берск в один и тот же день должны были приехать, кроме нас, и американские певцы. Получилось так, что мы прибыли-то вперед их. А французы порешили, что наш ансамбль и есть американцы. Так они и давай нас хлебом-солью встречать. Ну, мы и рады. Тут же следом за нами делегация из Америки подъезжает. Мы посмеялись, конечно.
Лукерья Потаповна Назарова — тоже одна из старейшин хора. Она выступала с семейскими песнями в США в 1991 году.
— Для них же это необычно. Мы из российской глубинки, да еще и в таких костюмах нарядных. Тогда у нас еще кички, янтари были, — говорит она.
Поют певцы в основном без аккомпанемента. В их репертуаре песни грустные, задушевные, такие как «Глухой неведомой тайгою», «Охотник». Но есть и плясовые с гармошкой или баяном. Анофрий Кириллович Федоров, гармонист ансамбля, ездил на конкурс «Играй, гармонь!», который проходил в Бичуре. На баяне же играет Семен Матвеевич Горбатых.
Уже 80 лет певцы ансамбля передают песни молодым.
— Мы помрем, и кто станет их петь, совсем старину забудут, хотя дети учат кое-что. А все сложно будет запомнить. Ведь песни наши трудные очень — не каждый их исполнить сможет, — рассказывает Евдокия Калиновна Козлова, одна из участниц хора.
Артисты отмечают, что песни, которые они поют о событиях старины, легко можно переложить на современность.
— Плохо живем? Да неплохо: трудимся, работаем и живем помаленьку, — говорит Лукерья Потаповна.
Участники хора — лауреаты Бурятской АССР, неоднократные победители различных музыкальных конкурсов.
Каждый год Большекуналейский семейский хор приглашают на фестиваль, который проводится в
г. Новосибирске. Но уже пять лет артисты не могут найти средства на поездку. Так и в этом году они еще не знают, поедут ли на фестиваль.
Летом бабушки спели на «Алтаргане», приняли участие в празднике «Легенды и эпосы народов мира».
Сейчас в Большом Куналее подрастает смена старикам. Здесь создано два детских ансамбля, участники которых тоже ездят по городам России.
— Перед нами стоит большая проблема — как привлечь людей среднего возраста в наш ансамбль, ведь пока в нем только пожилые и дети, — говорит Надежда Кушнарева, руководитель ансамбля. — Наш хор держится на стариках.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях