Общество
1786

Альтруистский шоу-бизнес по-бурятски

В Бурятии национальная эстрада — неформат, но местные музыканты идут ва-банк, массово выпуская кассеты и диски

Если кто-то ухмыльнется при словосочетании «бурятский шоу-бизнес», то будет не прав. В республике есть свои шоу-бизнесмены, продвигающие в массы бурятскую эстраду



У нас с завидной периодичностью выпускаются целые музыкальные линии. Парадокс в том, что если во всем мире от продажи альбомов музыканты получают основной доход, то бурятские музыканты записывают и тиражируют свои альбомы только для того, чтобы об их творчестве узнали в республике. Творческие амбиции стоят куда выше материальных вопросов.
Несколько лет назад прилавки музыкальных магазинов явно не пестрили местной продукцией. Нынче же отдельные полочки в улан-удэнских лавках заполнены не хуже остальных. Продавцы даже пытаются определять рейтинги продаж альбомов местных исполнителей. Сейчас на верхней строчке местного хит-парада — Чингиз Раднаев. Раскрутка, или «ротация», на местных телеканалах и PR в СМИ весьма качественного музыкального продукта дали свои результаты. Впрочем, конечно, Чингизу трудно тягаться по продажам, например, с Ромой-«Зверем», Серегой или группой «Тату». Эти столпы российской музыкальной субкультуры занимают в умах меломанов куда больше мелодийного пространства, потому что их песни круглыми сутками крутятся в эфире радио и телевидения. Бурятская же эстрада, даже русскоязычная, — глухой неформат, который вряд ли прорвется на FM существующих в нашем городе радиостанций.
— В Улан-Удэ очень трудно сделать известным начинающего молодого певца, потому что у нас нет своего бурятского FM-радио, и редко проводятся концерты, потому что это очень дорого, — говорит Мэдэгма Доржиева, возглавляющая продюсерский центр «Новая волна».
К слову, спасительная идея создания национального FM давно витает в среде неравнодушных к бурятской музыке людей, но это очень сложная проблема. Известно лишь, что сейчас группа единомышленников весьма озадачена получением лицензии на создание бурятского FМ, но когда оно обретет видимые контуры — неизвестно. Для контраста хочется привести пример соседней Якутии, где действуют аж две подобные радиостанции. И потому местные исполнители там не менее популярны, чем российские и даже зарубежные.
В прошлые годы о бурятских исполнителях жители Бурятии узнавали при помощи БГТРК. Сейчас на местном государственном телевидении и радио практически не осталось музыкальных программ. Поэтому оперировать модным словом «ротация» у нас не приходится.
Уже третий год Мэдэгма продвигает музыкальную линию «Шэнэ долгинууд» — «Новая волна». В этом году вышел уже пятый
аудиосборник «Волны», а также СD-альбом. В проект попадают в основном молодые исполнители. Именно здесь впервые дебютировал два года назад Амархуу.
На вопрос, приносит ли выпуск дисков и кассет доход, Мэдэгма лишь улыбается. Запись и тиражирование — дорогое удовольствие, потому что в Улан-Удэ практически нет студий звукозаписи и фирм тиражирования. Приходится делать это в Красноярске, Новосибирске и Москве. Не хватает и композиторов. Поэтому наши исполнители нередко обращаются к песенникам Монголии, которые берут за создание мелодии не менее $500. Звуковой сборник обычно состоит не менее чем из десяти песен. Не нужно быть математиком, чтобы подсчитать расходы только на творческую часть, не считая других затрат. А продается все в результате вслепую.
К тому же музыкальный продукт — специфический, он имеет свойство надоедать. Его надо постоянно обновлять. Поэтому «Новая волна» выходит уже в пятый раз. Что-то приглянулось меломанам, что-то — нет.
Как заметила Мэдэгма Доржиева, ей важен даже не материальный успех, а то, что молодых талантов, многие из которых ее друзья, узнают. Именно так, например, завоевывается популярность в районах Бурятии, где люди более внимательны к национальной эстраде по причине знания языка. К тому же красивая мелодия невольно пробуждает интерес к родному языку у молодых, не знающих его.
В бурятских аудиосборниках достаточно песен и на русском языке. Композитор Цырен Шойжонимаев, по совместительству возглавляющий продюсерский центр «Ветер Востока», выпускает новый сборник «Сэдьхэлэй хyбшэргэй» («Струны души»). Он включил в аудиоальбом несколько песен, написанных совместно с известным российским поэтом-песенником Виктором Пеленягрэ. Так Шойжонимаев надеется привлечь меломанов.
Композитор-продюсер не в первый раз выпускает проект «Аудиокараоке». Замечено, что это пользуется успехом у любителей бурятской эстрады. Скоро ожидается выпуск бурятского караоке на DVD.
— Народ требует выпуска и DVD, и MP3 с бурятскими исполнителями. Люди среднего возраста спрашивают кассеты и диски Дугаржапа Дашиева, Кима Базарсадаева, Галины Шойдагбаевой. Но таких сборников не существует, — говорит Шойжонимаев.
Интересно, что даже в некоторых районах республики есть свои сельские студии звукозаписи и свой локальный шоу-бизнес. Баир Шойдоков, лидер легендарной кижингинской группы
«Уетэн», продвигает два музыкальных проекта. Первый — «Зурхэнэйм дуун». В рамках этого проекта вышло уже восемь аудио- и СD-cборников, где звучат голоса исполнителей из районов республики. Второй — «Алтан хараасгай» — дает возможность прославиться юным исполнителям из села. Интересно, что тиражирует свою продукцию сельский продюсер в Красноярске. При этом Шойдоков берет символическую плату за студийную запись песни, понимая, что денег у ребят нет. Может быть, это не просто благотворительность, а прозорливый расчет. Возможно, когда-нибудь юный талант станет по-настоящему знаменитым и, конечно, вряд ли забудет о своем дебюте.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях