Общество
1829

<Уголек> - достояние республики



Археолог из Хакасии подарил Бурятии бесценную коллекцию древностей

-Я сделал это в знак признательности к Тунке, к тем бурятским женщинам, которые помогали мне в тяжелые годы детства,- говорит Юрий Угольков, абаканский археолог-любитель

Восьмого октября в городе Абакане, Республика Хакасия, улан-удэнец по рождению Юрий Угольков вручил сотрудникам Музея истории Бурятии свою археологическую коллекцию, иметь которую сочли бы за счастье ведущие музеи Сибири. 12 октября собрание Уголькова привезли в Улан-Удэ.

Многие тункинцы помнят этого человека. Родившийся в Бурятии, он уехал работать в Красноярск. Однако более двадцати лет ездил в родные места и год за годом собирал предметы, имеющие археологическую ценность. Случайно найденные однажды древности не только положили начало делу всей его жизни, но и позволили отблагодарить жителей своей исторической родины за сделанное когда-то добро.

-С самого начала, собирая археологическую подъемку, я ставил перед собой цель - передать это в дар музею Бурятиив знак признательности тем бурятам, которые помогли мне в тяжелые военные и послевоенные годы. В каждый дом я мог прийти и спокойно попросить поесть,- голос Уголькова, рассказывающего свою историю во время передачи реликвий сотрудникам музея, дрогнул и потеплел.

Юный Юра Угольков любил рисовать школьные стенгазеты, которые брали призовые места на различных смотрах. По окончании школы он четко знал, кем хочет быть - журналистом. Во время учебы в институте судьба свела его с Исаем Калашниковым, зара-зившим его страстью к истории. Затем были поездки по республике, когда Угольков влюбился в природу и людей. И вот по окончании института и партийной школы он оказался редактором крупнейшей газеты Красноярского края- .

Жил Юрий Угольков в одном доме с молодым красноярским археологом Николаем Ивановичем Дроздовым, ныне профессором. Их дети играли в одной песочнице. Неугомонный Угольков однажды подошел к молчаливому и сосредоточенному соседу.

-Да что мы уже три месяца сидим на одной скамейке и не общаемся- давайте знакомиться!

Познакомились, и шесть археологических сезонов ездили вместе на раскопки в отдаленные уголки Красноярского края и Иркутской области.

Не забывал Угольков и родную Тунку. Отдыхая там летом 1982 года, он делал многокилометровые марши по пескам вокруг сел. Гуляя по песчаным дюнам, он вдруг наткнулся взглядом на несколько полузасыпанных песком необычных предметов- как выяснилось потом, артефактов периода раннего мезолита.

-Мой друг Дроздов на метры вкапывался в землю, чтобы добыть малюсенький отщеп, а тут на тебе, все на поверхности!- блестит глазами краевед.

Для него это было как вчера. Так что в Красноярск Угольков уехал с чемоданом, полным каменных изделий. Даже вещи не взял- оставил у родни. По приезде встал вопрос о юридической правомерности раскопок. Потому что по УК РСФСР того, да и сегодняшнего времени несанкционированные раскопки уголовно наказуемы. В редакцию пригласили старого, опытного юриста. Тот долго смотрел, качал головой и заявил:

-С таким случаем я впервые сталкиваюсь. Обычно, если кто-то что и находит, прячет и молчит. Дайте мне три дня на изучение этого вопроса.

Его вердикт был таков- копать нельзя ни в коем случае, а сбор подъемки- предметов, имеющих археологическую ценность, но лежащих на поверхности,- зависит от целей собирателя: если для народа,то закон вроде как не запрещает. Так началась двадцатилетняя эпопея Юрия Уголькова, археолога-любителя с горячим сердцем.

-Все без исключения стоянки древнего человека находились в плачевном состоянии,- до сих пор горячится он.- Многие памятники были просто превращены в горы мусора. Сколько я бился с администрацией, чтобы они берегли места проживания предков. Как-то после раскопок передал все, что нашел за лето, местной школе. Приехал на следующий год, смотрю- все выкинули на помойку.

Итогом его многочисленных поездок в Тунку стала книга , иллюстрировала которую жена Валентина, профессиональный художник, все эти годы ездившая с ним на раскопки.

-Уж если Уголек что задумал, то он весь в этом- максималист,- смеется она.

Книгу высоко оценивают профессиональные археологи.

Например, В. Е. Ларичев, доктор исторических наук, научный сотрудник Объединенного института истории, филологии и философии города Новосибирска, написал:

-Вы (Угольков) меня просто изумили- вот бы археологам-профессионалам так работать (увлеченно, со страстью, с нацеленностью на должный итог)! Все это весьма интересно, а главное- дело сделано вполне на уровне. Поздравляю!

Редким считают собрание Уголькова и коллеги из Бурятии.

-Коллекция уникальна своей полнотой и обширностью,- говорит Лариса Яковлева, заведующая сектором археологии Музея истории Бурятии.- Нигде нет столь полной коллекции из Тунки. Этот человек- настоящий подвижник своего дела, продолжатель традиций общественников XIX века, которые, не будучи профессионалами, делали сборы для народа. Надо отдать ему должное за упорство- ведь человек ездил за свои деньги, ходил пешком до 20 километров в день! И было бы прекрасно, если бы правительство РБ отметило настоящего патриота нашей земли памятной медалью за проделанный им нелегкий труд.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях