Русские буддисты в Кижинге строят необычные ступы и уходят в тайгу
Главное Популярное Все Моя лента

Русские буддисты в Кижинге строят необычные ступы и уходят в тайгу


1980


Они исповедуют русский буддизм, занимаются медитацией и пчеловодством

Они приехали сюда, отвергнув соблазны цивилизации, власть денег, смерти и глобальных структур. Около села Усть-Орот они построили удивительную по красоте и величию белую ступу над прахом своего Учителя- великого буддийского йогина Бидии Дандарона

Она освящена в сентябре этого года, в год девяностолетия Учителя, и вновь напомнила о легендарной жизни человека, открывшего дорогу буддизма на Запад, людям иной культуры и веры.

Учитель и его ученики

Бидия Дандарон, обладатель титула Дхармараджи - Владыки Учения, перерожденец тибетского ламы Джаягсы Гэгэна, один из немногих, кто открыто нес свет Учения Будды в СССР. За это он отдал девятнадцать лет лагерям. В 1965 году в Улан-Удэ к Дандарону при-ехал первый европейский ученик, с которого началось распространение буддизма в СССР как религиозного движения. Ведущие ламы поддерживали его, среди них были лама-философ Готавон, настоятель Иволгинского дацана Цыбен Цыбенов, лама Дхармадоди, хамбо-лама Гомбоев. Ученики ехали к нему отовсюду. Секрет успеха Дандарона Сергей Нестеркин, сотрудник ИМБИТ БНЦ, видит в том, что он .

В июне 1972 г., пишет его ученик Владимир Монтлевич, он бросил фразу: . А уже в августе власти обвиняют его в создании религиозной группы и арестовывают вместе с четырьмя учениками. И зона- в поселке Выдрино. Ему шел 58-й год, Дандарон продолжал бороться: отказывался от непосильной работы, неоднократно попадая в штрафной изолятор, вел себя гордо и независимо. Он не раз уходил в самадхи- состояние глубокого сосредоточения. При этом предупреждал, чтобы в это время его не трогали, и зэки к этому привыкли. Но вот однажды Дандарон объявил о семидневном : . И он ушел- ушел навсегда. Это было 26 октября 1974 года. Учитель буддийской тантры, основатель современного буддизма на западе России и в Прибалтике покинул это рождение и этот мир.

Его ученики продолжили традицию. , - сказал его ученик Юрий Лавров. По словам Нестеркина, ученики живут в Великобритании, США, Канаде, Латвии, Литве, Эстонии и Украине. В России его последователи - в Санкт-Петербурге, Москве, Владивостоке, Тольятти, Челябинске и Улан-Удэ.

Одна из крупных общин обосновалась в Кижингинском районе.

После ухода Дхармараджи часть учеников, выйдя из психбольниц, куда их определили после процесса, собралась в Усть-Ороте, на его родине. Они работали кочегарами и скотниками, изучали буддийскую философию и выполняли тантрийские созерцательные практики. Сейчас большая часть европейцев живет в райцентре. Община мобильна и постоянно обновляется.

Проделки КГБ

Найти в Кижинге европейских последователей традиции Дандарона было делом нелегким. В дежурной части РОВД произошел такой диалог: - .- .

живут небольшой группой в неказистых деревянных домишках, за которыми начинается то ли низина, то ли болото. На уточняющий вопрос об этом буддистка Тамара Лаврова задиристо сказала: . А Сергей Проказов пояснил по поводу баптистов: .

К ступе Учителя поехали Тамара, Сергей и Андрей. Сергей приехал в Кижингу из Тольятти тринадцать лет назад, по профессии сварщик, а сейчас работает водителем. Андрея духовные поиски привели сюда из Белоруссии, на жизнь зарабатывает фотографией. Тамара - биохимик, сейчас она человек свободный, судя по брошенной ею загадочной фразе: . И вообще они предпочитают не говорить о себе и на вопросы об их жизни отнекиваются: .

Ступу строили семь лет. Это уже пятая, поставленная ими на этой земле. Ее строительство объединило европейских последователей Дандарона. Они приезжали на лето, клали кирпичи и месили бетон. К ним примкнули родственники Учителя, жители Усть-Орота и другие добровольцы. ,- рассказывает Сергей.



Малиновый звон

На открытой вершине горы показалась ступа. Белые ступени основания, полусфера, купол и шпиль тянулись в синее небо, венчая собой тайгу и долину реки Кодун. Кончик шпиля завершала сверкающая блеском сусального золота сваямбха- навершие ступы. Под основанием помещена погребальная камера с прахом Дандарона. В 1997 г. Юрий Лавров организовал поездку в Выдрино и извлечение праха Учителя из могилы. В течение года прах хранился у Тамары в Кижинге.

Вокруг, до самого горизонта, была, казалось, разлита абсолютная тишина. ,- сказал Сергей. Тамара добавила:).

Дунул легкий ветерок, и сверху раздался нежный, трогающий за душу звон, зазвенели окаймляющие сваямбху колокольчики с привязанными к язычкам баданами- разноцветными стягами победы. ,- пояснил Андрей. Сергей наполнял подношениями алтарь с фотографиями ламы Лубсан-Сандан Цыденова, Дандарона, его матери и учеников, уже ушедших из этой жизни: Василия Репки, Октябрины Волковой, Юрия Лаврова, Александра Железнова и Виктора Пупышева. Установившуюся с безветрием тишину прервал рокочущий клекот ворона.
Читать далее