Пятьсот тысяч метров памяти
Главное Популярное Все
Войти

Пятьсот тысяч метров памяти


1117


В архивах любительской киностудии хранятся уникальные кадры, запечатлевшие Улан-Удэ сорок лет назад

В металлических банках с пленкой, собранных за несколько десятилетий, - трогательные хроники о производственных достижениях сегодняшних бабушек и дедушек, о борьбе с пьяницами и прогульщиками, о концертах и спортивных состязаниях

Старые кинокадры сохранили лица людей, многих из которых уже нет в живых; детей, ставших теперь бабушками и дедушками. На пленке - город, каким молодые улан-удэнцы его не помнят и не знают.

Сорок пять лет существует в Улан-Удэ . В 1959 году руководство завода предложило Георгию Токмакову, молодому кинооператору, сделать кинокартину о первенце индустрии Бурятии. Токмаков фильм снял и стал на многие годы бессменным руководителем . Студийцы делали заводские хроники, снимали документальные и игровые фильмы, привлекали для этого профессиональных и самодеятельных актеров. Сегодня студию возглавляет дочь Георгия Евграфовича Ирина Токмакова. Продолжение дела отца стало для нее самым важным в жизни. К киностудии она прикипела с детских лет.

- Обычно дело отца перенимает сын, а тут получилось, что дочь. Я не могу все просто так бросить и уехать, - говорит она, - для меня важно, чтобы студия жила.

В небольшой квартире Токмаковой на улице Октябрьской почетное место занимают видеокассеты. На них перезаписанные с 16-миллиметровых пленок фильмы. Ирина долго выбирает кассету, вставляет в видеомагнитофон. Появляется чуть подрагивающая заставка: . На экране - люди в традиционных для тех лет широких и коротковатых брюках, женщины в ярких кримпленовых блузках. Ветераны в медалях, пионеры в галстуках... , - поясняет женщина, чуть приглушая звук.

- У меня есть такая задумка, что- бы весь наш архив на видео переснять, Пусть люди смотрят, переписывают, это же память, - убеждена она.

В последние годы люди активно стали интересоваться историей своих семей. Многие просят найти для них в архиве , или .

Однажды Ирина Георгиевна показывала студентам ВСГАКИ, где преподавала историю кино, фильм . Героиня документальной ленты - медсестра детского садика - в годы войны спасала раненых.

Во время просмотра одна студентка узнала в ней свою бабушку. Девочка и не знала, что у бабушки такое героическое прошлое.

Волшебный запах кинопленки

В первый раз в мир кино Ирина Георгиевна попала в шесть лет. Отец взял ее на съемки фильма о народном целителе Галдане Линхобоеве. Из той поездки девочка больше всего запомнила, как врачеватель ловил змей, а не то, как работал папа. После Ира стала частым гостем в папиной киномастерской.

- В этот же период в киностудии стали наносить магнитную звуковую дорожку на кинопленку. Чтобы это сделать, пленку протирали эфиром. В студии стоял запах какой-то сказки, не-обыкновенного мира. Когда люди здесь общались, они были такие счастливые, и я решила, что жизнь моя будет связана с кино.

В десять лет отец подарил Ирине фотоаппарат . С ним школьница не расставалась несколько лет: снимала в пионерском лагере, на школьных вечерах. В старших классах начала работать уже с кинокамерой. Материалы с выпускного вечера и последнего звонка, писала сама тексты, отсылала их в газету и на телевидение.

- Папа меня всему учил, заставлял смотреть живопись, чтобы я чувствовала, как надо выстраивать кадры, - рассказывает Токмакова.

Девушка мечтала поступить во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), однако отец на удивление оказался против. Георгий Евграфович считал, что это не женское дело.

- Он говорил, ты такая худенькая, куда тебе камеры тяжелые таскать, - смеется Ирина, - но чем больше он меня отговаривал, тем больше у меня было желание доказать, что я смогу дотянуться до него.

Во ВГИК девушка не поехала, отговорил знакомый, а поступила в Улан-Удэ во ВСГИК - . Став , помогала отцу, сама снимала фильмы.

Я не вижу себя в другой профессии

Самые яркие воспоминания Ирины - об атмосфере в студии. Она располагала к творчеству. Сценарии придумывали сами, для игровых сюжетов подбирали небольшие юмористические рассказы. Самые популярные сюжеты 70-х - 80-х годов - о передовиках. Самые распространенные сатирические фильмы - о пьяницах, прогульщиках, .

О работе над одной такой картиной, снятой в начале 80-х годов, Ирина рассказывает с такими подробностями, как будто это было вчера.

- У нас на ЛВРЗ был очень красивый сквер имени Павлика Морозова. Там местные пьяницы очень любили . Вот ребята и решили снять об этом фильм. Ходили несколько дней с камерой, наблюдали. Потом придумали построить киноповествование на контрасте между закадровым текстом и изображением. За кадром рассказывалось о сквере как о досто-примечательности, где отдыхают дети. На экране же сломанные качели и местные пьяницы. Фильм получил первый приз на всесоюзном конкурсе. Таких призов у студии было немало. Дипломы и грамоты стали для них нормой.

Сейчас для наступили не лучшие времена. Два года назад из-за финансовых передряг пришлось покинуть обжитое помещение. Когда переезжали, оставляли просмотровый зал, проявочную комнату, кабинет звукозаписи, детскую студию.

- Когда все это случилось, я была даже рада, что папа этого не застал, - с горечью говорит Токмакова. - Он был такой бессребренник, мог сутками сидеть, монтировать фильмы.

Киностудия переехала на территорию завода. Из-за пропускного режима потеряли часть студийцев. Особенно жалко детскую киностудию. Сегодня киношники снимают в основном фильмы к юбилейным заводским датам, делают снимки для производственных нужд. Для чистого творчества времени почти не остается. Ирина старается снимать сюжеты для телевидения: .

- Я не мыслю себя в другой профессии, - говорит Ирина, - в кино прошла вся моя жизнь. Вот только хотелось, чтобы дело отца жило.

Читать далее

Другая сторона профессии