Общество
1860

Осенние хлопоты крестьян

Ни снег, ни старая техника, ни воровство не помешают убрать выращенный хлеб, считают труженики Джидинского района

В Джидинском районе близка к завершению кампания по уборке урожая. В этом году под зерновые культуры здесь отдано 28 тысяч гектаров - абсолютный рекорд по республике. В конце прошлой недели джидинцы намолотили 16 тысяч тонн пшеницы, овса и ячменя. По словам Тимофея Лапухина, заместителя министра сельского хозяйства, лучшие показатели в районе у трех хозяйств: ГПЗ , СПК и хозяйства имени Доржи Банзарова

Настроение и прогнозы Желтуры

Михаил Иванович Гусев в эти дни с особым вниманием слушает сводки погоды, для главного агронома каждый солнечный день - подарок природы. Хозяйству Джидинского района, где он работает, нужно успеть убрать хлеб с полей

В распоряжении Михаила Ивановича рабочий настрой крепких, опытных комбайнеров, постоянно ломающиеся семь комбайнов, последние теплые дни и около тысячи гектаров неубранного урожая.

Скосили желтуринцы только третью часть полей. Собираются они утром в восемь, , часов в десять выезжают в поле. Рано выезжать нет смысла.

- Сырость, - объясняет агроном, - хлеб-то не отсыревает, а трава влажная, наматывается на лучи комбайна, ломает, мешает работе, да и вечером также.

Самой молодой зерноуборочной машине в одиннадцать лет, самой старой - семнадцать. Нынче разобрали восьмой комбайн на запчасти, чтобы пустить в ход остальные семь.

Сварщик Леонид Петрович Разгильдеев в хозяйстве работает тридцать с лишним лет, и все на машинном дворе. Но в страду он в поле - его трактор со сварочным аппаратом на прицепе следует за комбайнами.

- Часто, часто они ломаются, - говорит Леонид Петрович, - трясет, пройдет комбайн, и все: Щас заварим, подъедем к другому. Вон мой помощник сидит и крутит, - кивает он на трактор, который с тарахтеньем вырабатывает энергию для сварки, и на тракториста Виктора Владимировича Бальчукова.

- Новый комбайн мы физически купить не можем, - главный агроном Михаил Иванович выкладывает свою арифметику, - зерно мы еще не собрали, а оно уже продано. На эти деньги мы купили солярку, запчасти, получили предоплату на посевную. Будем сдавать зерно по 3 рубля 18 копеек за килограмм по договору, а солярка стоит 13 рублей 20 копеек, то есть четыре килограмма зерна отдаем за литр солярки. Такая у нас реальность.

Договоры на поставку зерна желтуринцы заключают с мелькомбинатом и с погран-отрядами Кяхты, Джиды и Закамны. ГСМ имеет обыкновение быстро заканчиваться, его нехватка - одна из основных проблем крестьян.

- Всякими правдами и неправдами достаем топливо, - говорит председатель СПК Александр Иванович Заугаров, - в последний раз забили скотину, сдали и брали соляру, сейчас воинская часть должна перегнать деньги. А урожай нынче плоховастый, засуха все равно свое дело сделала.

- Нынче хоть и были дожди, но поздно, - рассказывает главный агроном Михаил Иванович. - Пшеница подгорела, даже не пошла. - это когда какое-то зерно вперед схватит влагу, пойдет в рост, а какие-то колоски его догоняют. Один хлеб спелый стоит, а другой еще зеленый. В таких случаях мы зерно сваливаем в валки, оно лежит и доходит за счет солнечной энергии, подсушивается, зреет. Мы же сейчас напрямую убираем.

Желтуринцы рассчитывают этой осенью собрать по десять центнеров зерна с гектара. Этот показатель они для себя считают плохим, хотя такие же результаты были в последние пять лет. Есть с чем сравнивать, до того они собирали по двадцать два-двадцать пять центнеров пшеницы с гектара.

Но настроение у них все

равно не упадническое, а рабочее.

- Стараются парни, - говорит главный агроном, - успеем, уберем урожай, даже если снегом задавит. Рабочих рук хватает, если что, и подмена найдется.

Этой осенью взяли практиканта из Петропавловского СПТУ № 29 семнадцатилетнего Михаила Бальчукова. Пока за штурвал комбайна его не пускают, он помогает всем, у кого неполадки с машиной. Сварщик Леонид Петрович называет его и прочит Михаилу в скором будущем карьеру хорошего комбайнера.

- Вот только что наладили ветродуй. Нормальные здесь мужики, кому помогаю, тот меня и учит, - улыбается зеленоглазый потомок желтуринского казака.

Для Михаила Бальчукова это первая уборка урожая. Он уверен, что получит по окончании своей практики хорошую характеристику от Михаила Гусева, у которого эта осенняя страда - тридцать первая.

Соелма Дагаева.

Улан-Удэ - Джида.

Хлеб и люди Оёра

По валовому сбору зерна впереди боргойцы, но оёрцы на первом месте по урожайности. , - переживает за судьбу урожая Степан Филиппов, директор СПК

Сейчас на полях совхоза 10 комбайнов работают на уборке зерна и 3 - на уборке кормовых культур. Передовой комбайнер Дамби-Нима Машеев говорит: . Пшеница стоит стеной, тяжелые колосья гнут стебли, и если пойдет снег, то пшеница ляжет пластом и осыпется. , - говорит комбайнер. Чтобы успеть до снега, оёрцы работают до 12 ночи. Несколько недель напряженного труда позволят им запастись зерном не только для хозяйства, но и для собственного подворья и хорошо заработать. Наличные деньги, а не натуроплата - редкость на селе. Не случайно на уборку выходят семейными экипажами - отец и сын. Это семьи Тугариновых, Ивановых, Балтатаровых.

На другой стороне поля поднимает тучи пыли второй комбайн, за ним ползет

с прицепом. Директор Степан Филиппов кричит водителю: -

Урожаю зерна угрожает не только снег, но и воры. Поэтому на полях дежурят специалисты, а расхитителей ждут штраф и лишение зарплаты.

Филиппова мчится к другому полю. Оно уже убрано, и два мощных трактора собирают копны соломы.

- Нынче соломы море, соломы много и зерна много, - делится своей приметой Степан Матвеевич. - С 98-го года на урожаи не жалуемся, потому что применяем севооборот, пары, зябь, но вот удобрения не вносим, на это средств не хватает.

Оёрцы уже продали две машины зерна нового урожая. Больше продавать не станут, будут ждать до весны, когда цена вырастет. По словам экономиста Валентины Смолиной, с начала года СПК продал тысячу тонн зерна на 5,5 миллиона рублей. Сейчас в зернохранилища засыпано 10 тысяч центнеров зерна. В складе высятся горы пшеницы с табличками: .

- Ну, сейчас зерно попрет, Серега, мирная жизнь кончилась, Гомбо, - подбадривает Филиппов рабочих, сгрудившихся у сломавшегося транспортера.

К уборке урожая готовили не только ГСМ, но и людей. 20 человек возили в Улан-Удэ кодировать от пьянства, результат налицо - пить перестали. , - уверена Валентина Смолина. В Оёре известны шесть точек, где спаивают народ. Нелегальных торгашей вызывают в администрацию и штрафуют. , - жалуется начальство. Пьянство приносит свои скорбные плоды. В этом селе, где живут буряты, русские и татары и есть целые улицы с интернациональными семьями, на 638 мужчин приходится 730 женщин. , - горько шутит экономист. И все же сальдо положительное, на троих умерших в этом году пришлось пятеро младенцев.

- Пока рождаются дети, - говорит Степан Филиппов, уже 33 года стоящий у руля хозяйства, - в Оёре будет кому растить хлеб.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях