Общество
1460

Буряты на священном Ганге

(Продолжение. Начало в №№ 16,17).

Среди бурятских паломников немало предпринимателей. Во-первых, паломничество в Индию обходится недешево, в среднем от $1500 на человека. Во-вторых, предприниматели по своей натуре наиболее активные и творческие люди. Не случайно путь в Индию, по большому счету, путь к себе, был открыт в последние пять лет, когда бурятские бизнесмены завершили процесс первоначального накопления капитала и уже успели приобщиться к благам западной цивилизации. Наиболее думающая часть из них в конце концов задалась вопросом: а в чем, собственно, смысл их кипучей деятельности?

За поиском ответа они потянулись к духовным авторитетам, в частности к хамбо-ламе Дамбе Аюшееву и Еше Лодой Римпоче. Некоторые, например братья Матхановы, владельцы , и Андрей Туракин из родовой общины , стали заниматься благотворительностью.

- Эта поездка заставила меня посмотреть на вещи совсем другими глазами, совершила переворот в сознании, - сказал паломник Жамсо Дашиев, владелец нескольких улан-удэнских магазинов.

Он считает, что положения буддизма открывают секрет успешного предпринимательства, утверждая самоценность бизнеса как пути для реализации личности и не требуя от человека оправданий. Возможно, на столь радикальные выводы нашего земляка подвигли не только собственные размышления, но и общение с местными жителями - индусами и тибетцами.

- Буддисты знают тайну счастья, - утверждал Жан Лекруа, турист из Франции, приехавший с женой и малолетним ребенком к тибетским учителям.

С совершенно галльской склонностью к ясности и логике он пояснил: исследователи из США обнаружили, что счастье за лобной частью черепа, а у опытных, последовательных буддистов эта часть мозга постоянно .

Бенарес - город, открытый для всех

По преданию, обретя в Бодхгайе истину, Будда направился в Бенарес, священный для индусов город, раскинувшийся на левом берегу великого Ганга. Ныне Бенарес переименован в Варанаси. Неподалеку от него находится Сарнатх, еще это место называют Олений Парк. Здесь Будда прочитал свою первую проповедь.

Варанаси очень многолюдный, страшно обветшалый и в то же время необычайно влекущий город. По поверью, здесь под именем Вишванатх жил бог Шива. Воды Ганга индусы считают священными и верят, что они излечивают болезни, отпускают грехи и дарят бессмертие.

В Варанаси бурятские паломники встретили ламу Иволгинского дацана Доржижапа Мархаева. Он рассказал, что в 70-е годы его отец приезжал по туристической путевке в Варанаси и увез с собой бутылку воды из Ганга. Она хранилась у него более двух лет и оставалась чистой. Старый лама говорит, что по руслу священной реки тянутся пласты серебряных руд, возможно, в этом и кроется лечебный секрет воды. Наши паломницы вспомнили, что в Бурятии им рассказывали, как бездетные женщины беременели вскоре после омовения в Ганге.

Улицы, ведущие к реке, запружены народом, и, чтобы преодолеть без потерь это вавилонское столпотворение, мы садимся на велорикш. В езде на этом виде транспорта есть странное очарование, переносящее в детство, в далекое сказочное время.

К Гангу спускаются по крутым лестницам - , это визитная карточка Бенареса. В мутной воде моются мужчины и женщины, они стирают белье и тут же чистят зубы, профессиональные ныряльщики выискивают на дне монеты, зазывно кричат лодочники. С реки открывается совершенно фантастический вид на вершины храмов, минаретов, башенки и купола дворцов магараджей, огромные поленницы дров и дымы погребальных костров, в которых сжигают трупы. Индусы верят, что, если прах умершего будет развеян над водами Ганга, его душа попадет в нирвану или, по крайней мере, обретет лучшее перерождение. Вспоминаются услышанные когда-то слова: . Лодочник в замызганной футболке говорит, что любой индус мечтает перед смертью приехать в Бенарес. Но не все имеют средства на покупку дров, и тогда к покойнику привязывают камень и топят. А тех, у кого нет денег даже на камень, просто опускают плыть вниз по течению, где они становятся добычей крокодилов.

Лодка на середине реки. Здесь вода имеет зеленоватый цвет, она прозрачна на вид и приятна на вкус. Несмотря на протестующие крики лодочника (для индусов не характерно умение плавать), буряты ныряют в Ганг. Вода теплая и мягкая. Лодка причаливает к противоположному берегу, и группа паломников приступает к омовению, погружаясь вглубь и самозабвенно обливаясь пригоршнями воды. Прощаясь, мы опускаем подношение великому Гангу. Река принимает дары, и зеленые воды медленно уносят бутоны цветов и огоньки горящих свечей:

Волшебная колея

Кроме Бенареса и Бодхгайи, в этом районе северо-восточной Индии есть и другие места, связанные с жизнью Будды. Паломники совершили поездку в Наланду, где осмотрели величественные развалины монастыря - свидетельство былого могущества буддизма в этой стране. Наланда был центром культуры и образования, количество монахов в нем достигало 10 тысяч человек. Монастырь, а вместе с ним и другие буддийские монастыри были разрушены в начале XIII века афганскими захватчиками. Это стало одной из причин упадка религии на земле, где она зародилась, и, по иронии судьбы, еще одним подтверждением непреложного закона Учения о вечном непостоянстве и иллюзорности всего сущего. Сейчас буддисты составляют не более 1-2 процентов от более чем миллиардного населения Индии.

На пути из Наланды в Бодхгайю путешественники осматривали одно из чудес, связанных с именем Будды. У подножия гор каменная стена ограждает участок земли протяженностью в полкилометра. Скальные породы прорезаны двумя колеями глубиной до 30 сантиметров. Считается, что колея оставлена колесницей Будды. По виду колеи имеют нерукотворное происхождение - настолько гладки и естественны ее окружности. Пилигримы, склонные верить, что это все же следы колесницы, совершают поклоны, привязывают хадаки к дереву в знак уважения к столь необычным проявлениям божественной сути Будды и с чувством глубокого благоговения покидают священное место.

В местности Раджигир, где прошел первый буддийский собор, есть знаменитая гора Коршунов. Здесь японские буддисты воздвигли величественную белоснежную ступу и храм, рядом расположены пещеры отшельников. Вершину горы прорезают узкие темные расщелины. Верующие проползают сквозь них, дабы подвергнуть испытанию свою праведность. Считается, что грешник обязательно застрянет. Протиснуться сквозь них действительно сложно. При этом нужно лишь сохранять присутствие духа и ни в коем случае не напрягаться, тогда расслабленное тело между теснин:

(Продолжение следует).

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях