Вариант туристического имиджа Улан-Удэ предложила общественная организация . Бурятия видится им столицей гуннской культуры. Курганы и поселения древнего народа могли бы стать местом паломничества западных туристов. Однако эта идея показалась историкам и специалистам по туризму довольно спорной
Кто такие гунны
Гунны (хунну, сюнну) - кочевые племена, образовавшие в степях Центральной Азии мощный племенной союз. Наибольшего могущества они достигают при шаньюе (верховном правителе) Модэ, занявшем этот пост в 209 г. до н.э. Под властью хунну оказалась огромная территория от Хингана до Тянь-Шаня и от Байкала до пустыни Гоби. Вся территория делилась на 24 удела. Хозяйство хунну имело сложный комплексный характер. Хотя скотоводство продолжало играть ведущую роль в их жизни, быт населения становится все более оседлым. Появились целые поселения-городища. Большое развитие получили земледелие, обработка металла и ремесла.
Особое место в государстве занимало военное дело. На вооружении гуннов были сложный лук, имевший семь костяных накладок, стрелы, копье, меч и панцирь. Одним из культурно-хозяйственных центров хунну было Иволгинское городище близ Улан-Удэ. Территория к югу от Байкала считается периферией государства гуннов.
- У нас есть редчайшие археологические памятники гуннского периода, но мы не знаем, как этим распорядиться, - утверждает Олег Булутов, один из учредителей фонда. - Монголия приватизировала Чингисхана, иркутяне делают свой имидж на Байкале. Улан-Удэ - единственный в мире город, в котором было найдено большое гуннское городище. Оно находится в тринадцати километрах от города. Западная Европа, Германия и Франция - все прекрасно знают, кто такие гунны. Они оставили огромный след в их истории. Великое переселение народов и вся европейская история, по сути, начинались отсюда, с города Улан-Удэ.
На территории Бурятии действительно насчитывается более ста памятников гуннской культуры, среди которых 40 могильников и 10 поселений. Один из самых интересных археологических памятников, о котором упомянул Олег Булутов, находится недалеко от города, в Иволгинском районе. Исследования археологического комплекса начались еще в 20-е годы. За это время здесь было найдено порядка 50-ти жилищ разных типов, среди них так называемые . Исследователи обнаружили на месте городища множество хозяйственных сооружений - колодцев, маленьких погребков и даже железоплавильный горн. В ста метрах к югу был найден еще один участок, обнесенный валом. Возможно, что он использовался как загон для скота либо как временное убежище. Ученые полагают, что поселение существовало в пределах II-I вв. до н.э., возможно, еще до начала I в.н.э. Оно считается выдающимся историко-культурным объектом и очень ценится специалистами-гунноведами. В 1960 г. постановлением Совета Министров комплексу памятников был присвоен федеральный статус.
Сегодня археологический комплекс находится в довольно плачевном состоянии. Если раньше к нему кто-то и ездил из туристов, то сегодня найти без специалиста его просто невозможно. Место раскопок занесено снегом и ничем не выделяется в степи.
- Для того чтобы какое-то направление стало основным в развитии туризма в республике, объект показа должен соответствовать туристическому стандарту, - считает Нина Юрьева, специалист по туризму Управления по потребительскому рынку. - К нему должна вести хорошая дорога, там должна быть развита инфраструктура (гостиницы, пункты питания и многое другое). Но самое главное, памятник должен быть описан и музеефицирован, то есть закрыт стеклом. А это потребует немалых денежных вложений. Прежде чем говорить о перспективности этого направления, необходимо провести маркетинговые исследования.
Кроме того, по мнению специалистов-археологов, наплыв посетителей может вызвать резко катастрофические для памятника последствия. Гораздо более перспективным, с точки зрения расширения туристического потока, мог бы стать гуннский археологический памятник в 20 километрах от Кяхты. Рядом с местом раскопок там находится музей, есть дорога.
- Сама по себе идея сделать Улан-Удэ святым местом для поклонников гуннской культуры, безусловно, интересна, - говорит Нина Владимировна. - Она обогатит палитру предложений по созданию имиджевого брэнда республики, но у нас есть и менее затратные предложения. Если специалисты заинтересованы в продвижении своей идеи, они имеют на это полное право. Их предложения будут рассмотрены наравне с другими.
Сами энтузиасты из понимают, что туристическое позиционирование Улан-Удэ в этом направлении - это палка о двух концах.
- Безусловно, музеефицирование и описание иволгинского археологического комплекса потребует немалых затрат, но мы будем работать над этим дальше. У города уже есть все необходимое для создания своего имиджа. Зачем еще что-то изобретать, когда есть готовое? - считает Олег Игнатьевич.
Энтузиасты из намерены отстаивать свои идеи в конкурсе.
Общество
2114