Жизнь и смерть устами великого ламы. Часть вторая
Главное Популярное Все

Жизнь и смерть устами великого ламы. Часть вторая


1330

После публикации эксклюзивного интервью с тибетским ламой Еше-Лодой Римпоче в "ИП" от 3 мая 2000 года в редакцию поступило немало писем с вопросами. На некоторые из них досточтимый отвечает сегодня



Справка

Еше-Лодой Римпоче признан четвертой реинкарнацией великого тибетского ламы Ело Римпоче ("римпоче" в переводе с тибетского означает ). Учителями Еше-Лодой Римпоче были Далай-лама IV, другие крупнейшие иерархи и знатоки буддизма, в том числе буряты. Родился в Тибете, много лет прожил в эмиграции в Индии, в последние годы проживает в Бурятии.

- Досточтимый Еше-Лодой Римпоче, в эти дни китайцы, японцы, корейцы, вьетнамцы и некоторые другие азиатские народы отмечают наступление Нового года, а вот у бурят, монголов, калмыков, тувинцев и тибетцев Сагаалган начнется только 24 февраля. Почему такая разница?

- Есть такая легенда. Это было во времена, когда великий Темуджин собрал воедино все монгольские племена. Он сидел на камне и слушал пение маленькой птички, она щебетала "чин-гис", "чин-гис". Эти звуки так понравились полководцу, что скоро он взял имя Чингисхан, и с этого самого дня пошел первый день Нового года. А вообще наш календарь строго следует сменам фаз луны, и за три года накапливается один лишний месяц. Поэтому иногда и случается такая разница.

- Сейчас общество разделилось на бедных и богатых. Бедные, естественно, недовольны своим положением...

- Главный вопрос в том, каким путем пришло богатство - праведным или нет? У неправедников душа неспокойна, а без этого, при всем материальном благополучии, счастье вряд ли возможно. Беднякам же не стоит завидовать и переживать, а нужно работать, жить со спокойной душой и мыслями, и рано или поздно в этой или последующей жизни их мечты сбудутся.

- Вот вопрос из письма читательницы: "Можно ли мне, одинокой женщине, согрешить с мужчиной? Как это повлияет на мою карму?"

- (Досточтимый смеется). Да, можно, на карму это сильно не повлияет.

- В нашей газете недавно обсуждалась проблема эвтаназии, усыпления больных, испытывающих страдания. Каково отношение буддистов к этому вопросу?

- Отрицательное. Это безусловный грех и для больного, и для врача, просто степень греха будет у них разная. Самоубийство - это само по себе большой грех, отягощенный еще и тем, что больной-самоубийца втягивает в это дело и других. Врач же ставит смертельный укол из сострадания и по просьбе другого человека, но это тоже грех, хотя и меньший.

- Не кажется ли вам, что чрезмерный поток рекламы, возбуждая неисполнимые желания, может в известной мере послужить источником страданий?

- Нет, страданий не будет, скорее неудовлетворенный каприз. Но если реклама послужит толчком к развитию алчности, когда человеку всего мало и он не может остановиться в погоне за новыми вещами и удовольствиями, то это возможно. Все зависит от развитости сознания конкретного человека. Некоторые, увидев рекламу, только порадуются за других людей, которые могут пользоваться такими хорошими вещами. Значит, они умеют сдерживать себя и не поддаются соблазнам.

- Когда человек видит во сне умерших родных или знакомых, это плохой знак?

- Это может быть и хорошо, и плохо. Плохой знак, если умерший является во сне разгневанным, с пугающим ликом и если он зовет или тянет к себе. Но если внешний вид у него не страшен и добр, то это ничего, а может быть, даже и к лучшему.

- Как быть верующему человеку в армии, вынужденному взять в руки оружие и стрелять в людей?

- Конечно, убийство - это безусловный грех, но грехи бывают разные, большие и маленькие. Если человек при исполнении службы, исполняет закон, защищает родину, то у него нет иного выхода, как взять оружие.

- В досоветскую эпоху бурятские дети проходили обучение в дацанах, а затем оставались там монахами. Какова нынешняя ситуация с хувараками?

- Отдавая ребенка в хувараки в семи-восьмилетнем возрасте, родители решают за него, а когда он вырастает, то зачастую не может устоять перед соблазнами мирской жизни и уходит из дацана. В Индии сейчас принята практика, когда юноша сначала заканчивает среднюю школу, а уже потом, при желании, осознанно уходит в монастырь.

- А как быть человеку, который уже в зрелом возрасте решил уйти в монахи, ведь у монаха больше шансов улучшить свою карму и хорошо переродиться?

- Не всегда, если мирянин ведет праведную жизнь, то он на верном пути к совершенству. Монах же находится в более трудном положении, ведь он принял обеты, а их нарушение - огромный грех. Смысл буддийского учения в том, чтобы все делать вовремя. Если человек стал монахом в молодом возрасте, то это ценнее, потому что ему предстоит бороться со множеством соблазнов. А старому человеку, которому и так уже ничего не нужно, обеты воздержания ни к чему.

- Досточтимый, как известно, отправной точкой размышлений Будды было осознание трех помех: болезни, старости и смерти. А буквально на прошлой неделе английский парламент разрешил клонирование человеческого эмбриона. Оттуда же пришло сообщение о сенсационном раскрытии тайны биочасов человеческого организма, еще немного - и станет возможным вообще остановить процессы старения клеток. То есть человечество находится на грани качественного скачка в своем развитии, когда все фундаментальные проблемы бытия могут быть решены технически. Футурологи предсказывают, что уже через сто-двести лет люди будут всегда молоды и бессмертны. Как вы относитесь к этому?

- Более двух с половиной тысяч лет назад Будда Шакьямуни осознавал грядущие изменения и считал, что революция должна произойти прежде всего в умах, а не в теле. Главное - все-таки сознание, а проблемы души решить путем прогресса биологии невозможно.

Читать далее